Многие двоечники утешают себя мыслью о том, что Альберт Эйнштейн - великий физик, автор знаменитой теории относительности, нобелевский лауреат (кстати, Нобелевскую премию он получил вовсе не за эту теорию, а за изучение фотоэффекта) - в детстве тоже был двоечником.
А правда ли это?
Лучше всяких слов говорят факты. Итак, перед вами аттестат зрелости Альберта Эйнштейна, полученный им в кантональной школе Арау (Швейцария) в сентябре 1896 г. в возрасте 17 лет (оценки выставлялись по шестибалльной системе).
Немецкий язык - 5
Французский язык - 3
Английский язык - -
Итальянский язык - 5
История - 6
География - 4
Алгебра - 6
Геометрия (планиметрия, тригонометрия,
стереометрия и аналитическая геометрия) - 6
Начертательная геометрия - 6
Физика - 6
Химия - 5
Естественная история - 5
Художественный рисунок - 4
Технический рисунок - 4
Как видите, Эйнштейн блистал в точных науках, да и по остальным предметам имел приличные оценки. Высший балл получен им по истории, алгебре, тригонометрии, геометрии и физике. По другим предметам оценки немного скромнее. Самая низкая оценка - 3 - была получена им по французскому языку. Тем не менее, во время визита в Иерусалим в 1923 году он свободно прочел лекцию на французском языке. Не аттестован Эйнштейн был только по английскому, и это обстоятельство весьма осложнило его жизнь, когда он в 1933 г. переехал в Соединенные Штаты.
Откуда же тогда взялся миф о плохой успеваемости гения?
Альберт Эйнштейн в 1893 году, в возрасте 14 лет
Дело в том, что в школе (Луитпольдовская гимназия в Мюнхене) Альберт Эйнштейн действительно не был одним из первых учеников (хотя с математикой, латынью и физикой у него никогда не было проблем). Причиной тому было свободомыслие будущего нобелевского лауреата. Он не терпел авторитарного отношения учителей к ученикам, атмосферы в гимназии, близкой к военной. "Учителя младших классов ведут себя как фельдфебели, а старших классов - как лейтенанты", - вспоминал Эйнштейн позднее. «Я презираю тех, кто с удовольствием шагает строем на урок музыки — головной мозг дан им по ошибке. Вполне хватило бы и спинного!» - писал он. Ученик не скрывал своего неприятия к преподавателям, и оно было взаимным. Однажды один из учителей признался ему: "Как будет здорово, когда ты, наконец, оставишь гимназию". На возражение Эйнштейна, что он ничего дурного не сделал, тот объяснил: "Твое присутствие и равнодушное отношение ко всему, чему мы учим в классе, подрывает репутацию всей школы".
Помимо этого, в шестом классе гимназии у Альберта начались серьезные проблемы с некоторыми из учителей из-за того, что он “постоянно требовал доказательств религии и выбирал свободомыслие’’. Такой скептицизм был большой редкостью в те дни и не поощрялся, тем более в учебном заведении подобного типа.
Таким образом, "плохим" учеником Эйнштейн был только в смысле поведения в условиях военизированной школьной системы, сводившейся к механической зубрежке («Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор»). Но это лишь еще одно доказательство незаурядности личности будущего нобелевского лауреата. А между тем он много занимался самостоятельно, увлекался чтением. Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: «Начала» Евклида и «Критику чистого разума» И. Канта. Кроме этого, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни. Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 году Эйнштейн дал благотворительный концерт в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры, где исполнял на скрипке произведения Моцарта.
Немалую роль в создании мифа об Эйнштейне-двоечнике сыграла также ошибка одного из ранних биографов гения, который спутал швейцарскую систему оценки знаний с немецкой.
Таким образом, дорогие двоечники, не стоит оправдывать свою лень и отсутствие прилежания байками о том, что учеба плохо давалась автору самой непонятной теории в мире - это чистейшей воды вымысел. Чтобы приблизиться к Эйнштейну, попробуйте для начала выйти на одни "пятерки" по математике или что-нибудь понять в сочинениях Иммануила Канта.
Здесь следует развеять еще один миф из той же серии: о том, что Эйнштейн провалил выпускной экзамен, и сдал его только со второго раза. Для этого расскажем подробнее об истории получения аттестата, копия которого приведена на этой странице.
На самом деле Эйнштейн ушел из гимназии, так и не получив аттестата, по причинам, раскрытым выше.
Отец молодого человека настаивал на том, чтобы он выкинул из головы весь этот «философский вздор» и подумал о том, как получить толковую профессию; он склонялся к инженерному поприщу, раз уж сын так сильно увлекался математикой и физикой. Совету отца пришлось последовать. На семейном совете было решено отправить Альберта в техническое учебное заведение. Причем нужно было выбрать такое, где преподавание велось на родном ему немецком языке. Германия исключалась - Альберт намерен был отказаться от немецкого гражданства, чтобы не служить в армии, куда призывали в 17 лет. Вне Германии наибольшей известностью пользовался Цюрихский политехнический институт (Политехникум), и Эйнштейн отправился туда осенью 1895 года, хотя для поступления ему не хватало 2 лет до положенных 18-ти.
Если верить его собственным воспоминаниям, специальность, которую избрали для него родители, до такой степени ему не нравилась, что он практически не готовился по тем предметам, которые его не интересовали - ботанике, зоологии, иностранным языкам. Соответственно, их он сдал едва ли не хуже всех абитуриентов, хотя отличился на экзаменах по математике и физике. Сыграло свою роль и отсутствие гимназического аттестата: его не приняли. Однако директор института, пораженный математической эрудицией юноши, дал ему добрый совет: закончить одну из швейцарских средних школ для получения аттестата и через год вновь предпринять попытку поступить в институт. Он рекомендовал кантональную школу в маленьком городке Арау как наиболее передовую и по методам обучения, и по составу преподавателей. Альберт так и поступил, и в сентябре следующего года успешно сдал все выпускные экзамены, а уже в октябре 1896 года был принят в Политехникум на педагогический факультет без экзаменов.