Отец современного цирка в том виде, в котором он существует сейчас - английский кавалерист старший сержант Филипп Эстли (Philip Astley; 1742-1814). А начинался его цирк как... школа верховой езды!
Филиппа Эстли
Филипп Эстли с детства любил лошадей и был одним из лучших наездников своего времени. Отслужив в драгунском полку, Эстли стал инструктором по верховой езде.
По легенде, счастливый случай помог ему открыть собственное дело. По легенде, гуляя вдоль Вестминстерского моста, он нашел бриллиантовое кольцо. А через некоторое время на том же месте судьба свела его с Георгом III. Эстли помог остановить лошадь короля, которая ни с того ни с сего вдруг понеслась. Спасенный король щедро отблагодарил Филиппа. На вырученные деньги Филипп в 1768 г. открыл ездовую арену на Хэлфпенни Хатч в Ламбете. Она представляла собой круглую площадку.
Школа верховой езды Филиппа Эстли, 1777
Для привлечения внимания людей и увеличения числа обучающихся, в школе после занятий проводились показательные выступления. Вход был свободным, но по обычаю конных показов тех времён после каждого представления собирались деньги.
Конные представления очень быстро стали пользоваться большой популярностью, и Филипп принял решение построить для них отдельное здание. В 1769 г. он перебрался на более прибыльное место возле Вестминстерского моста. В новом помещении Эстли ввёл платный вход: театрам в те времена уже трудно было существовать на деньги меценатов, и требовалось привлекать как можно больше аудитории на спектакли. Билет на представление стоил шиллинг за сидячее место, шесть пенсов за стоячее. Хотя это здание не имело крыши, но уже было защищено от лондонских сюрпризов погоды, будучи постоянной постройкой из дерева. Также здесь Эстли построил защитные верёвочные барьеры, окружавшие сцену. Кроме того, он нанял барабанщика, ответственного за звуковые эффекты. Чтобы сделать представления более интересными, Эстли обратился к опыту успешных театров Лондона, и решил привлечь к представлениям артистов оригинальных визуальных жанров - акробатов, жонглеров, танцоров, канатоходцев.
Кроме лошадей, в цирке показывали и других зверей. В 1769 году на арене Эстли выступала «военная обезьяна», по кличке Генерал Джеку, однако более крупные звери появились только в 1816 году, когда в парижском цирке два слона представляли публике целый спектакль: брали хоботом яблоки, открывали бутылки и выпивали их содержимое, играли на шарманке.
Таким образом, к 1770 г. представления Филиппа Эстли были смесью верховой езды, акробатики и пантомимы.
Как он и ожидал, новая форма представлений имела большой успех. Так родился цирк, каким мы его знаем. А заведение, получившее название «Амфитеатр Эстли», было первым цирком в Европе.
Честь изобретения круглой формы арены принадлежит вовсе не Эстли, как иногда ошибочно утверждают. Наездники-акробаты в те времена уже устраивали представления на круглых площадках. Так они постоянно могли находиться на виду у зрителей, чего нелегко добиться, несясь галопом по открытой местности. Однако именно Эстли разработал оптимальный диаметр арены. Поначалу диаметр цирковой арены Эстли составлял 62 фута (около 19 метров). Во время тренировок с наездниками Филипп нашел оптимальный диаметр арены, составляющий 42 фута (около 13 метров). Он был выбран таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью.
Амфитеатр Эстли в Лондонском цирке, 1808
4 августа 1777 года состоялось открытие необычного заведения в Лондоне. Посетителей ждал настоящий сюрприз: первое в Европе театрализованное цирковое представление. В нем преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, «живые пирамиды из наездников», которые строились на полном скаку. Эстли первым показал вольтижировку – комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу.
В 1780 Амфитеатр Эстли стал крытым помещением с партером, ложей и балконом.
Видя успех своего изобретения, Филипп организовал подобные амфитеатры также в других городах. При его жизни по всей Европе было открыто восемнадцать филиалов. Он уделил много времени цирку, построенному в Париже в 1782 году, получившему название «Английский амфитеатр».
Сам Эстли никогда не называл свое заведение "цирком", потому что это слово придумал его конкурент Чарльз Дибдин (Charles Dibdin), который 4 ноября 1782 г. вместе с Чарльзом Хьюзом (бывшим участником группы Эстли) создал еще один амфитеатр и по совместительству школу верховой езды. Он назвал свое заведение "Королевский цирк и конная филармоническая академия" (Royal Circus and Equestrian Philharmonic Academy) недалеко от "Амфиетатра Эстли" в Ламбете. Часть этого помпезного и громоздкого имени стала общим названием нового развлечения - цирка.
Эстли умер в январе 1814 года в Париже. Его наследники продолжили цирковое дело. Французский амфитеатр существовал до 1826 года, лондонский цирк – до 1893 года.