Метро - это вид железнодорожного транспорта, пути которого проложены вдали от улиц, чаще всего - под землей.
Первая линия метрополитена была построена в Лондоне (Великобритания). Она была длиной всего 3,6 км и была запущена 10 января 1863 года. Построила ее компания «Metropolitan Railways» ("Метрополитен Рейлуэйз"), что в переводе на русский язык означает «Столичные железные дороги». От этого названия произошло слово «метрополитен», которое употребляется и поныне во многих странах.
Кому пришла в голову идея пустить поезда под землей и зачем это было нужно?
К середине XIX века путешественник мог добраться с лондонских вокзалов практически в любую точку Англии. Но по самому городу люди передвигались, в основном, на конках и экипажах. Железнодорожные маршруты, доставлявшие пассажиров в Лондон, не доходили до главного делового и торгового центра города. Удобных способов добраться с одного вокзала на другой не существовало.
В 1843 г. под руководством Исамбарда Брюнеля был открыт тоннель под Темзой. Это открытие доказало удобство и надежность подземной железной дороги. И тогда юрисконсульт Лондона Чарльз Пирсон в 1846 году выступил с предложением проложить подземные линии, соединяющие главные железнодорожные вокзалы города. В 1853 году была создана компания North Metropolitan Railway Co, и в январе 1860 года на Истон Сквер был прорыт первый тоннель.
На первой линии метро было 7 станций, а поездка длилась 33 минуты. Вагоны имели газовое освещение, которое, по сообщениям "Дейли Телеграф", было настолько ярким, что можно было без труда читать газету. В день открытия 6 локомотивов, тянущих по 4 вагона, отправлялись через каждые 15 минут и сделали в общем итоге 120 поездок в обе стороны и перевезли за это время 30 тысяч пассажиров. Удобство этого вида передвижения превзошло все ожидания, и в том же 1863 году было принято решение о строительстве в Лондоне кольцевой линии протяжённостью 30 км. Она открылась 1 октября 1868 года, и пересекалась с первой веткой на станции Сауф Кенсингтон. Таким образом, впервые появилась возможность пересесть с одной подземной трассы на другую.
Поначалу поезда тянули паровозы, работавшие на коксе (угле). Поэтому поезда выплевывали в тоннель клубы серного дыма. 4 ноября 1890 года паровая тяга была заменена на электрическую.
Поначалу люди спускались в метро на лифтах, но с изобретением эскалатора в 1911 году, число лифтов начало сокращаться. Один эскалатор способен заменить пять лифтов. Эскалаторы положили конец очередям на станциях лондонского метро.
Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868. Он был надземным, однако первые надземные участки не сохранились и были заменены подземными.
В России первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года. Позже на территории Советского Союза метрополитены были открыты также в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком (1985), Новосибирске (1986), Куйбышеве (1987) и Свердловске (1991).