Самый древний рецепт чернил, найденный археологами, принадлежит древним египтянам. Задолго до нашей эры они использовали для письма смесь золы от сжигания корней папируса и раствора камеди – клейкого густого сока акации или вишни. Такой же состав использовался в Китае 2,5 тыс. лет назад. Китайские чернила были смесью сажи со смолами, растворенными в щелочах. Правильнее будет назвать такие чернила тушью. Эта тушь имела весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, Она была довольно густой и плохо стекала с пера. Возможно, именно поэтому на Востоке предпочитали рисовать иероглифы кисточкой.
В III веке до н.э. в Греции и Риме применялись несколько типов чернил. Из пурпура и киновари делали красные "придворные чернила". Красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Вряд ли "божественный" Август думал, что через 2000 лет красными чернилами будут пользоваться учителя всего мира, исправляя ошибки и выставляя школьникам оценки. Правда, римские чернила для этого вряд ли подошли бы – их можно было очень легко смыть губкой или просто слизнуть языком.
А черные чернила делались из сажи, из плодовых косточек, виноградной лозы, древесного костяного угля. Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой был какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли "чернила" – обыкновенная сажа, разведенная на масле.
Существовало множество рецептов чернил. Для этого широко применялись чернила каштановые (из отвара кожуры зеленых каштанов), из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов, из черники.
Листовые галлы
Секрет этих чернил раскрыл химик К.Б.Шееле в 1876 году. Он установил, что при варке из ольховой коры в воду поступают дубильные кислоты, с которыми железо дает закисные железистые соли. Раствор слабо окрашен, но при высыхании железо окисляется и темнеет. Образуется окись железа, нерастворимая в воде и устойчивая к свету.
В настоящее время промышленность не производит орешковые чернила, но некоторые графики, работающие пером, приготавливают эти чернила сами.
Но у таких чернил был недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10-12 часов, а до этого текст был бесцветным.
В 1885 году саксонский учитель Леонгарди совершил в деле производства чернил. Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые. На бумаге они переходили в глубокий черный цвет. Это достигалась с помощью краппа – продукта особой обработки корней восточного растения марены.
Позднее дорогостоящий крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики - танином или галловой кислотой. Эти чернила, отличающиеся исключительной устойчивостью к действию света и химических реактивов, не дающие с течением времени осадка, хорошо стекающие с пера и яркоокрашенные, и поныне остаются непревзойденными.
Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент – анилиновые фиолетовые чернила. Это разведенный в воде синтетический краситель. Любопытно, что из всех синтетических красителей самое широкое распространение получил именно этот - легко смывающийся, наименее светопрочный, наименее устойчивый, разлагающийся даже под действием следов хлора, остающегося в бумаге после ее отбеливания. Но, несмотря на это, фиолетовыми чернилами пользуются до сих пор. В этом есть свой резон: они не только чрезвычайно дешевы, но и удобны для повседневного применения. Разве приятно было бы испачкать руки или одежду несмываемыми чернилами?
Разумеется, такими чернилами нельзя вести архивные записи или заполнять документы. Для этого нужны специальные долговечные чернила. Во многих странах мира существуют специальные правила, в которых оговаривается, какими чернилами в каких случаях следует писать.