Сегодня, когда многие задачи на земной орбите выполняют роботы, а межпланетные полеты являются полностью автоматическими, многие задаются вопросом: а зачем отправлять в космос людей, рискуя их жизнями, если вместо них всю работу могут выполнять автоматические станции?
Всю, да не всю!
Спутники и орбитальные станции выполняют множество работ в космосе. Однако это всего лишь машины, а машины нуждаются в техническом обслуживании. Нередко в ходе эксплуатации космических аппаратов возникают нештатные ситуации, которые невозможно разрешить с помощью автоматов - требуется подключение человеческих рук и интеллекта. Например, так произошло с автоматической орбитальной обсерваторией "Хаббл". Уже в первые недели после его запуска ученые обнаружили дефект в его оптической системе, вызванный ошибкой техника при ее монтаже. Заменить зеркало на орбите оказалось невозможным, а спускать телескоп на Землю - слишком дорого и долго. Тогда было разработано специальное корректирующее устройство, и установку этого устройства выполняли, конечно, люди - участники первой экспедиции по обслуживанию "Хаббла".
Кстати, конструкция "Хаббла" изначально предполагает обслуживание на орбите.Оно производится во время выходов в открытый космос с космических кораблей многоразового использования. Всего были осуществлены четыре экспедиции по обслуживанию телескопа «Хаббл» (одна из них была разбита на два вылета): первая - в 1993 г., вторая - в 1997 и 1999 гг., третья - в 2003 г., четвертая - в 2006 г. Участники этих экспедиций проводили ремонтные работы на борту и модернизацию оборудования.
Участие человека необходимо не только для исправления неисправностей орбитальных автоматов. Ряд задач, которые возложены на Международную космическую станцию (МКС), также невозможны без участия людей, а именно: научные исследования. Это изучение биологических процессов в условиях невесомости, испытание новых фармацевтических технологий, испытание новых материалов и приборов для работы в космосе.
Однако нужно честно признать, что споры о необходимости отправки людей в космос ведутся и в среде специалистов. Многие из них справедливо замечают, что многие из научных исследований, которые проводятся на МКС, можно проводить и на Земле в условиях искусственной невесомости, а остальные "не имеют первоочередной важности" (професор Роберт Парк) и их уровень соответствует уровню курсовых работ первых курсов института (Ю. Караш). Противники пилотируемых полетов напоминают также об их дороговизне.
Их оппоненты возражают, что практика пилотируемых полетов нужна постоянно хотя бы для того, чтобы не потерять опыт таких полетов. Кроме того, почти все признают, что среди причин, по которым следует изучать космос, на первом месте находится естественное стремление человека познавать окружающий мир, а также расширять среду обитания. Человечество мечтает о полете на Марс, но пока не готово к нему. Если такой полет, наконец, станет возможным, то это произойдет не раньше, чем через 10-15 лет. И если сейчас свернуть программу пилотируемых полетов, то потом, когда она понадобится для межпланетных перелетов, придется начинать ее практически с нуля.
Вот почему пилотируемые полеты в космос будут продолжаться!