Представляем вам математические игры для дошкольников и младших школьников, которые помогут им отвлечься от компьютеров и телевизоров и поиграть в веселой компании друзей в интересные игры, помогающие развить умение устного счета и логического мышления. А также укрепить знание математики в игровой форме.
Павел пришел к друзьям и говорит:
- У меня есть две карточки, на одной написана цифра 2, на другой – цифра 3. Двое из вас возьмут по карточке с этими цифрами, и я отгадаю, у кого какая цифра написана.
- Попробуй, — с недоверием ответили друзья.
Миша и Вова взяли по карточке, показали их друзьям. В это время Павел отвернулся.
- Спрятали карточки? – спросил Павел.
- Да, — ответили ребята.
Тогда Паша говорит:
- Миша, умножь своё число на 3, а ты Вова, умножь на 2. Теперь полученные от умножения числа сложите.
- Скажите, сколько у вас получилось, и я скажу, у кого какая цифра написана на карточке.
- Тринадцать, — ответил Миша.
- У Миши на карточке цифра 3, а у Вовы цифра 2, — уверенно сказал Паша.
Ребята показали свои карточки и все очень удивились, потому что Паша оказался прав.
Объяснение. Для проведения игры нужно знать следующее. Числа, изображенные на карточках, должны быть не какими угодно, а одно – четное, другое нечетное. В процессе игры надо одного из ребят попросить умножить свое число на четное число, а другого – на нечетное. Отгадывающий должен сам предположить, например, что у первого находится карточка с цифрой 3, а у второго — с цифрой 2, и мысленно тоже производить вычисления. Если результаты вычислений у отгадывающего и ребят с карточками, значит, предположение оказалось верным и действительно у первого – цифра 3, а у второго – цифра 2. Если же результаты вычислений не совпадут, то это означает, что предположение не оправдалось и поэтому у первого на карточке не цифра 3, а 2, а у второго – не 2, а 3.
Вам понадобится 15 любых одинаковых предметов (шашки, монеты, пуговицы, палочки, кубики). Положите их в один ряд. (В качестве примера возьмем пуговицы).
Игра заключается в следующем: ты и твой соперник по очереди берете пуговицы с одного конца ряда подряд. За один раз разрешается брать одну, две или три пуговицы. Проигрывает тот, кто взял последнюю пуговицу.
Как же всегда быть победителем в этой игре? Все очень просто. Чтобы последняя пуговица досталась не тебе, а сопернику, ты обязательно должен взять шестую и десятую пуговицу. После того как ты возьмешь десятую пуговицу, сколько бы не взял твой соперник, оставь ему одну последнюю пуговицу.
Придумай число, прибавь к нему 6, из полученной суммы вычти 2, затем вычти из результата задуманное число, к тому, что получилось прибавь 1. В результате таких вычислений всегда получится 5.
Даша решила поиграть с подругами в интересную игру. Она угадает какого числа и в каком месяце родились ее подруги.
Она сказала:
- Возьмите по листочку бумаги и ручки, чтобы было удобнее производить вычисления. Возьмите число, когда вы родились. Умножьте его на 2, результат умножьте еще на 5, К новому результату прибавьте 20 и умножьте все на 10, к произведению прибавьте номер месяца рождения (январь – первый, март – третий и т.д.). Назовите числа, которые получились и я скажу число и месяц вашего рождения.
- 1308, — сказала Оля.
- Твой день рождения 11 августа, — ответила Даша.
У меня получилось 2503, — промолвила Нина.
- Ты родилась 23 марта.
Девочки очень удивились, потому что Даша правильно угадала их дни рождения.
Как Даша сумела отгадать числа и месяцы рождения? Ответ напиши в комментариях (обязательно укажите номер игры).
Саша угадывал у ребят не только числа и месяцы рождения, как Даша, но и сколько каждому лет. Итак, вот какие вычисления просил выполнить Саша:
- Число вашего рождения умножьте на 100, к результату прибавьте номер месяца, полученную сумму умножьте на 100 и прибавьте число ваших лет. И назовите число, которое получилось.
- У меня получилось 120413, — сказал Михаил.
- Ты родился 12 апреля, и тебе 13 лет.
- Мой результат 50715, — заявил Андрей.
- Тебе 15 лет, ты родился 5 июля, ответил Саша.
Друзья подтвердили правильность ответов Саши.
Как он отгадал? Ваши ответы пишите в комментариях (обязательно укажите номер игры). Мы ждем!
Влад говорит друзьям:
- Я отгадаю число, которое вы задумаете!
Загадайте любое число, прибавьте к нему 2, сумму умножьте на 4, из полученного произведения вычтите 8. Сколько у вас получилось?
- 32, — ответил Антон.
- Ты загадал 8, — сказал Влад.
- Правильно, — удивился Антон.
- А у тебя, Гена, сколько получилось?
- 24.
- Ты задумал 6, — быстро ответил Влад.
- Правильно, — сказал Гена.
Попробуйте и Вы поиграть с друзьями в такую игру. Вы же догадались, как Влад узнавал какое число загадали ребята?
Участники игры встают в одну шеренгу. Каждому играющему прикрепляется номерок. Номера – только круглые, например 230, 240, 250, 260 и т. д.
Ведущий называет любое из этих чисел (кроме первого и последнего), например 250. Участникам про себя нужно прибавить к 250 число 10, а затем вычесть из 250 число 10. Получились два числа: 240 и 260. Участники с этими номерами бегут до заранее установленного места и возвращаются обратно. Побеждает тот, кто прибежал раньше. Ему засчитывают 1 очко. Трое участников, набравших наибольшее количество очков, считаются победителями игры.
Игроки располагаются в шеренгу. К каждому прикреплен номерок от 1 до 9.
Ведущий называет любое число от 2 до 81 (9*9), например 35. Это произведение чисел 5 и 7. Ребята с этими номерками (5 и 7) должны добежать до заранее определенного места и вернуться на место. Кто прибежал первым, тот и выиграл.
Если названное число является произведением двух пар чисел (например, 12=6*2 и 12=3*4), то выбежать должны 4 участника.
Играющие организуют круг. По сигналу ведущего участники начинают считать по порядку: 1, 2, 3 и так далее. А если число делится на 3, они произносят: «Таблицу знаю».
Правила игры. Ведущий указывает на одного из игроков. Этот игрок начинает считать и говорит: «1», следующий говорит: «2», а третий произносит: «Таблицу знаю», после чего счет продолжается: «4» и так далее.
Если игрок допустил ошибку, то он выбывает из игры. Счет идет до 30, а затем опять сначала.
Игру можно изменить и говорить «Таблицу знаю» вместо чисел, делящихся на 4, 5, 6, тогда счет ведется до 40, 50 или 60.
Для этой игры участники делятся на две равные группы и занимают стулья – одна группа напротив другой. Один игрок берет в руки мяч, произносит любой пример, скажем 15+12, и бросает мяч любому игроку из другой команды. Этот игрок ловит мяч и дает ответ (27) и, бросая мяч игроку соперников, продолжает пример, используя ответ из первого примера, допустим отнять 8. Тот, кому брошен мяч, должен от 27 отнять 8. Если игрок дает неправильный ответ, то он выбывает из игры.
Также из игры выбывает участник, назвавший пример, который нельзя решить. Например, 25-30.
- С помощью волшебной таблицы я могу определить, сколько вам лет, — Сказала Маша друзьям. – Вы мне только скажите, в каких столбцах таблицы встречается число ваших лет.
- Мой возраст находится во втором и четвертом столбцах, — сказала Оля.
- Тебе 10 лет, — быстро ответила Маша.
Как она узнала сколько лет Оле? Подумай и напиши ответ в комментариях.
А это для тех кто не смог догадаться сам:
Чтобы угадать, сколько лет Оле, нужно сложить числа названных столбцов (II и IV), которые находятся в первой строчке таблицы (2+8).
Для этой игры нужно составить две одинаковых таблицы с цифрами. Вызываются два человека.
По команде они начинают считать от 1 до 24. Цифру можно называть только тогда, когда она найдена в таблице (нужно показать на нее). Выигрывает тот, кто справиться с заданием быстрее.
Игра хорошо подходит для запоминания порядка чисел. Также можно брать любую группу чисел, например от 30 до 60.
Для игры потребуются любые игрушечные часы с цифрами и карточки с числами от 1 до 12.
Участник должен выбрать любую карточку и показать изображенное на ней число остальным ребятам. (Тот, кто отгадывает, естественно, не должен ее видеть).
Затем ведущий говорит следующее:
- Я буду показывать на часах различные цифры и слегка ударять по циферблату. При каждом ударе ты должен к числу, которое на твоей карточке, прибавлять по единице. Считать нужно про себя, прибавляя по единице до тех пор, пока счет не дойдет до 19, затем вместо числа 20 мне скажешь: «Стоп!». В этот момент моя указка покажет ту цифру, которую ты задумал.
Объяснение. Отгадывающий первые 7 ударов делает по любым цифрам циферблата. Восьмой удар должен сделать по цифре 12, девятый – на цифре 11 и так далее. Когда услышит команду «Стоп» указка окажется на нужной цифре.
В клетки квадрата вписаны цифры от 1 до 16 в случайном порядке.
Принцип игры такой же как в игре «Волшебные часы».
Отличие только в том, что отгадывающий наугад показывает только первые три числа. На четвертом ударе он должен показать 16, на пятом – 15 и так далее.