Двое играющих становятся неподвижно, изображая "улей". Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и поют:
Маленькая в улье чашка,
Вкусная в ней кашка.
Есть хочется,
Да лезть не хочется.
Пчёлы злы, кусасты,
Мстят они ужасно,
Жужжат хорошо,
Провожают далеко.
Один из детей — "матка", он подходит к "улью" и просит:
- Пчёлы серые, синекрыленькие, по чистому полю полётывайте, ко сырой земле припадывайте, летите-летите за сладеньким.
"Матке" отвечают:
- Мы по полю летали, по-турецки лопотали, медок собирали. А в улье узор вышивали без иголок, без узлов, без петель, без шелков - на потребу людям!
По окончании диалога "матка" "поджигает столбы", то есть она подходит к "улью" и валит детей на землю, тут же убегая и прячась. Дети, изображающие "пчёл", поют:
Летят пчёлки,
Носы — иголки.
Сели под горку,
Сели под ёлку,
Не пять, не шесть,
Их тысяча есть.
Людей они питают,
Избы освещают¹.
Не лают, не бают,
А больно кусают.
Жжи-жжи-жжи!
Исполнив песню, "пчёлы" бегут искать "матку". Находят её и жужжат ей в уши.
Ивановская область
¹ Избы освещают — имеются в виду восковые свечи.
По материалам:
Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Собрал и пересказал Г.Науменко; Рис. А.Матросова. – М.: Дет. лит., 1980.