Для этой игры надо приготовить несколько листочков бумаги с нарисованными на них фигурками. На каждом листе должна быть нарисована одна фигурка. Каждая фигурка должна быть похожа сразу на несколько игрушек. Например, могут быть такие фигурки:
Такая фигурка может быть похожа на воздушный шарик, тарелку, мячик, обруч, руль, колесо от машины.
Это может быть кукла-девочка, кукла-мальчик, солдатик, космонавт.
Это может быть кукольная ванна, лодка, корабль, ведро, тарелочка.
А это – пирамидка, башенка, ракета, елочка, парус.
Это похоже на неваляшку, матрёшку, снеговика.
А такая – на собаку, кошку, утенка и т.п.
А это – на вагончик, машину, паровоз.
Могут быть и любые другие варианты ответов и любые фигурки: можно всё, надо только не бояться выдумывать. В этой игре также важно, чтобы ребёнок полагался на свое воображение и умел находить разные варианты ответов, не застревал только на одном решении.
Бывает, что, играя в эту игру, дети с эмоциональным воображением пытаются фактически уйти от ее правил, говоря, например: "Это как матрёшка. У меня тоже есть такая, я ее люблю. Давай другую картинку смотреть". Конечно, надо выслушать детские истории и про любимую матрешку, и про собачку, и про космонавта ("Вырасту, я тоже буду космонавтом"). Но необходимо тактично остановить ребёнка на рассматривании одной картинки и продолжить поиски до тех пор, пока не будет найдено наибольшее количество разных ответов (это уже зависит от вашего воображения). Именно тут зарождается та устойчивость и стремление к продуктивности, которых так не хватает эмоциональным детям.
Дети с познавательным воображением часто дают односложные ответы и тоже не всегда их варьируют. Таким ребятам можно помочь найти разные ответы и попробовать вообразить себе выдуманную игрушку более детально. Можно спросить, например, у ребёнка: "Какое ведерко? Большое или маленькое? Какого оно цвета? Что на нем нарисовано?" - еще, что придумаете сами.
По материалам:
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.