Джанни Родари предлагает следующую игру для активизации воображения: берутся два разных слова, необходимо найти способ соединить их. Например, слова "шкаф" и "пес". Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа.
Таким образом, мы получим несколько картин:
пес со шкафом
шкаф пса
пес на шкафу
пес в шкафу и т.д.
Из соединения двух слов можно придумывать истории. Родари утверждает, что из таких сочетаний можно получить отличные сказки.
Но даже для простой тренировки воображения такой способ может быть очень полезен.
Задавайте наводящие вопросы: для чего два слова-объекта объединились, что из этого вышло? При этом обсудить можно все варианты соединения.
Допустим, два слова будут (если ребенок не понимает, зачем ему говорить два любых слова, предложите ему назвать, например, два предмета, находящиеся в комнате, где вы играете, скажем…) – кошка и телевизор.
Что значат кошка и телевизор вместе?
Это может быть: кошка у телевизора. Что она делает у телевизора? Смотрит его? А что любят смотреть кошки? Может быть, рекламу молока? А может быть, кошка у телевизора готовиться к прыжку, она тренируется, потому что мечтает выступать в цирке? Обсудите с ребенком все варианты, а потом соедините эти слова другим предлогом и снова обсудите с ребенком все варианты.
Тем же способом можно пользоваться, когда ребенок просит рассказать сказку, а вы не знаете, что рассказать.
По материалам:
Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.