Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Детские рассказы

  • Список тем link
  • Как Маруся начала учиться

    Шварц Е.Л.

    Тикает будильник.

    Светает.

    На стуле возле Марусиной кровати – форменное школьное платье, коричневое, с чёрным передником.

    Маруся спит.

    Солнечный луч пробивается через штору, освещает отрывной календарь. На листке календаря – первое сентября.

    Щёлкнув, звонит будильник.

    Маруся спит. Не слышит.

    Входит бабушка. Открывает штору. В комнату врывается солнце. Маруся спит – не видит.

    – Маруся! – зовёт бабушка. – Внучка! Пора вставать!

    Маруся прячет голову под одеяло.

    – В школу опоздаешь!

    Только тогда Маруся открывает глаза.

    Видит солнце за окном, улыбающуюся бабушку, весёлую маму в дверях и, наконец, форменное платье на спинке стула.

    Маруся вскакивает с кровати, умывается и поёт, одевается и пляшет; одевшись, подбегает к зеркалу и вскрикивает:

    – Ах!

    Первый раз в жизни она видит себя настоящей школьницей.

    – Как будто немножко в плечах тянет. .. – сомневается бабушка

    – Ой, бабушка, что ты! – пугается Маруся. – Не трогай! Испортишь!

    Маруся наскоро завтракает, бежит в прихожую и прыгает на месте от нетерпения, пока мама одевается.

    – Пенал взяла? – спрашивает бабушка.

    – Вот он.

    – Тетрадки не забыла?

    – Что ты, бабушка! Вот они, – отвечает Маруся.

    Вдруг раздаётся резкий звонок. Бабушка открывает дверь.

    Входит пожилой гражданин с большой сумкой через плечо.

    – Здесь проживает Маруся Орлова? – спрашивает он строго.

    – Вот я, – говорит Маруся растерянно.

    – А я телеграмму вам принёс.

    – Мне? – Маруся улыбается радостно. – Телеграмму?

    – Вам! – отвечает почтальон. – Расписывайтесь.

    Маруся мнётся.

    – Можно маме расписаться?

    : – Ну, уж так и быть, – разрешает почтальон. – На первый раз можно.

    Мама расписывается.

    Почтальон протягивает Марусе телеграмму:

    – Нате, читайте.

    – Можно мама прочтёт? – спрашивает Маруся.

    – Ну уж ладно, – соглашается почтальон. – Но только в следующий раз сами расписывайтесь и сами читайте. А то не дам телеграмму.

    Он кивает, улыбаясь, маме, бабушке и Марусе и исчезает.

    – Я телеграмму получила! – удивляется Маруся. – От кого? А, мамочка?

    Мама читает:

    – «ПОЗДРАВЛЯЮ ДОЧКУ С БОЛЬШИМ ПРАЗДНИКОМ, С НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ. СКОРО ПРИЛЕЧУ. УЧИСЬ ХОРОШЕНЬКО. ЦЕЛУЮ. ПАПА».

    * * *

    Ясное осеннее утро.

    Маруся и мама шагают по двору.

    Семь подъездов выходят во двор. И на какой ни глянет Маруся – на первый ли, на седьмой ли, – отовсюду выбегают мальчики и девочки. За маленькими едва поспевают провожатые. Старшие идут по двое, по трое – успели уже подружиться в школе.

    Вот промелькнул знакомый мальчик. Кажется, это Серёжа. Но как он изменился! Он в длинных штанах. Ранец за плечами, волосы подстрижены. Он тоже идёт рядом с мамой.

    Маруся и мама идут по улице.

    Они проходят мимо репродуктора. Замолкает весёлая музыка. Репродуктор говорит громко:

    – Поздравляем советских школьников с началом учебного года.

    – Спасибо! – отвечает Маруся репродуктору серьёзно и торжественно.

    Маруся и мама входят в школу. Как тут много народу сегодня, как шумно! Над лестницей висит большой плакат:

    ПРИВЕТ ПЕРВОКЛАССНИЦАМ

    Мама читает Марусе этот плакат вслух.

    Учительницы и пионервожатые – девочки шестого и седьмого классов – встречают новеньких. Какая-то девочка забилась в угол и плачет там тихонько. Её успокаивает мама и один из дежурных педагогов:

    – В класс маме нельзя! Мама твоя никуда не уйдёт, она здесь будет.

    – Сюда, сюда! – говорит дежурная учительница Марусе. – Попрощайся с мамой, девочка. Мама зайдёт за тобой в конце уроков.

    – А я не боюсь! – отвечает Маруся гордо. – Мама, ты не заходи за мной. Пожалуйста. Дорогу ведь не надо переходить. Не заходи. Я сама, хорошо?

    j – Хорошо, хорошо! Как договорились, так и будет. До свиданья, девочка.

    Мама целует Марусю и уходит.

    – Мама! – вдруг вскрикивает Маруся.

    – Что ты? – удивляется мама. – Что с тобой?

    Маруся молчит. Цепляется за маму.

    – Что, что? – спрашивает мама ласково. – Народу уж больно много? И всё незнакомые? Жутковато всё-таки?

    – Нет, нет! – бормочет Маруся. – Я… я тебя почему позвала… Я хотела сказать: бабушке кланяйся.

    Маруся ещё раз целует маму и храбро направляется к двери.

    Маруся входит в класс и останавливается как вкопанная.

    Это тот самый класс, в котором Маруся беседовала с маляром.

    Всё новое. Совсем новое. Доска на стене, парты, картины. .. И как много девочек!

    Вот одна озирается, как зверёк, вздрагивает от малейшего стука. Это Вера, та самая девочка, которую видела Маруся, когда приходила записываться.

    А другая девочка, с пышными волосами, строит ей гримасы исподтишка.

    Две девочки играют в ладошки.

    – Я уже окончила детский сад, – хвастает одна из них. – Я ничего не боюсь.

    У стены Анна Ивановна разговаривает с маленькой девочкой, объясняет ей что-то.

    Усадив девочку за парту, учительница выпрямилась, внимательно оглядела класс, и Маруся вдруг почувствовала, что учительница видит и её и всех остальных девочек. Наблюдает за ними.

    Испуганная Вера сразу приободрилась. Пышноволосая девочка перестала строить гримасы.

    Маруся храбро подходит к учительнице. Протягивает ей руку. Говорит:

    – Здравствуйте!

    – Здравствуй, Маруся, – отвечает Анна Ивановна и пожимает Марусе руку.

    Звонок. Девочки расселись. Глядят во все глаза на Анну Ивановну.

    – Поздравляю вас, девочки! – говорит Анна Ивановна. – Зазвонил звонок, и началась у вас новая жизнь. Вы теперь школьницы. Ученицы первого класса. Сегодня и по радио говорят о школе. И в газетах пишут.

    Анна Ивановна идёт по проходу между партами^

    – Я давно уже учительница, девочки, – рассказывает она. – Многие мои ученики теперь совсем взрослые, умные люди. Они пишут мне письма. И я всегда вспоминаю, какие они были, когда первый раз пришли в школу. Одна девочка, например… – и тут Анна Ивановна взглядывает на Веру, – …одна девочка так всего боялась, что задрожала вся, когда зазвонил звонок.

    Верочка опускает голову. Пышноволосая весёлая девочка, сидящая перед ней, весело хохочет.

    – А теперь эта девочка стала Героем Советского Союза.

    Вера улыбается, а пышноволосая девочка перестаёт смеяться.

    – Да-да, – говорит Анна Ивановна, – все мои бывшие ученицы тоже многого не знали. Даже здороваться не умели.

    Маруся весело хохочет.

    – Да-да, представь себе, не умели, – говорит Анна Ивановна, глядя на Марусю. – Одна девочка, например, подошла ко мне и протянула руку. «Здравствуйте!» говорит. А так не полагается. Нельзя первой протягивать руку старшим.

    Маруся перестала смеяться.

    – Видите, какие они были! – продолжает Анна Ивановна. – Но потом они стали учиться. Ведь это очень интересно – учиться. И мы с вами начнём сегодня новую, школьную жизнь. Прежде всего мы научимся вести себя в классе так, как полагается настоящим школьникам: не мешать, а помогать друг другу. И класс свой разглядим как следует… Первый раз в жизни сели вы за парту…

    Маруся и сидящая с ней рядом Верочка внимательно разглядывают парту.

    – В этот ящик вы будете класть свои книжки и тетради, – рассказывает Анна Ивановна. – Здесь станет чернильница, когда вы начнёте писать чернилами. А вот доска. Эта доска поможет нам учиться писать. Вон она у нас какая. Тройная. В косую линейку, в клетку и просто без линеек. Вот мел, чистая белая тряпочка, которой вытирают с доски.

    Анна Ивановна продолжает:

    – Вы с нынешнего дня школьницы, и мы познакомимся со школой, в которой вы теперь учитесь. Тихонько-тихонько, чтобы не мешать учиться другим, пройдём мы по школьным коридорам.

    Дверь первого класса бесшумно открывается. Тихо выходят девочки из класса. Идут по замолкшему школьному коридору.

    – Вот это физический кабинет, – говорит Анна Ивановна. – Здесь занимаются шестиклассницы.

    Первоклассницы глядят через стеклянную дверь в комнату, заставленную приборами. На возвышении, у стола, стоит девочка, вертит ручку машины с большим стеклянным колесом. Между металлическими шариками пролетают искры.

    Первоклассницы входят в школьную библиотеку. С удивлением разглядывают полки с книгами.

    – Когда вы научитесь читать, – говорит Анна Ивановна, – в школьной библиотеке вам будут давать книги. Книг много. И одна интереснее другой…

    – А вот здесь учатся десятиклассницы, – объясняет Анна Ивановна. – В школе учатся десять лет. Вы учитесь первый год, а они – последний. Скоро они уже перестанут ходить в школу.

    Анна Ивановна и девочки возвращаются в класс.

    – Сейчас зазвонит звонок, и первый наш урок кончится, – говорит Анна Ивановна. – Вы отдохнёте и поиграете на перемене. А после перемены будет у нас арифметика. А потом русский язык. И на каждом уроке мы узнаем и запомним что-нибудь новое, интересное. И скоро, скоро вы станете настоящими школьницами.

    – Я сегодня! – говорит Маруся.

    – Что сегодня? – спрашивает учительница.

    – Сделалась настоящей школьницей.

    – Посмотрим, посмотрим, – отвечает Анна Ивановна улыбаясь.

    В уголке родителей висит объявление:

    Занятия в 1-м классе заканчиваются в 1 час 15 минут

    На часах – четверть второго.

    Школьная няня нажимает кнопку звонка.

    Пустой, безмолвный школьный коридор мигом оживает. Разом открываются все двери классов. Из дверей выбегают девочки.

    Папы, мамы, бабушки, все ожидающие конца занятий в первом классе встают, глядят на лестницу.

    Первоклассницы шагают парами, стараются изо всех сил идти в полном порядке.

    Но вот они увидели своих родных – и нарушили сразу весь строгий порядок. Столько случилось за сегодняшний день, так много надо рассказать своим, что девочки забыли, что они в строю. Со всех ног бросились они вниз по лестнице.

    – Видела, мама? – кричит пышноволосая девочка. – Видела, как мы красиво шли? Мы и завтракать так ходили.

    – Мама, – кричит Верочка, – одна девочка боялась, как я, а теперь Герой Советского Союза!

    – Папа, я арифметику учила!

    – Бабушка, я рассказывала!

    – Мама, так было весело! Как жалко, что тебя не пустили. .. – говорит та самая девочка, которая недавно плакала здесь же в углу.

    * * *

    После уроков Маруся шагает по улице не спеша, как взрослая, как настоящая первоклассница в форменном платье. И кажется ей, что весь город смотрит на неё.

    Капитан лётчик идёт ей навстречу.

    – Дядя Володя! – кричит Маруся радостно и протягивает капитану руку. Но тут же, вспомнив, что это не полагается, прячет руку за спину.

    – Здравствуй, здравствуй, Маруся! – весело отвечает дядя Володя и протягивает ей руку.

    Маруся с вежливым поклоном обменивается с капитаном рукопожатием.

    – Что это с тобой сегодня? – удивляется капитан. И тут же улыбается во всё лицо: – Ах, вот оно что! Ты в форме! Да как же это я мог забыть! Ты из школы?

    – Да, – отвечает Маруся.

    – Сразу видно! – говорит капитан. – Тебя просто узнать нельзя. Настоящая школьница.

    – Ой, сколько мы сегодня выучили! – рассказывает Маруся. – И как вставать без шума – здороваться с Анной Ивановной. И как руку подымать. И считали, сколько нас в ряду сидит. Это называется арифметика. А на русском Анна Ивановна сказку нам рассказывала… До свиданья! Меня мама и бабушка ждут.

    Маруся раскланивается, заложив руки за спину.

    Во двор Маруся входит не спеша. И вдруг встречается лицом к лицу с Серёжей.

    Увидев своего врага, Маруся делает шаг назад. Но потом вежливо кивает ему и говорит:

    – Здравствуй, Серёжа!

    Вместо ответа Серёжа высовывает язык.

    – Смотри-ка! – удивляется Маруся. – Ты, значит, в школу не ходил сегодня?

    Серёжа стоит молча, высунув язык.

    – Понимаю! – кивает головой Маруся. – Тебя не приняли!

    – Кого, кого не приняли? – спрашивает Серёжа.

    – Тебя.

    – Ещё как приняли! Ого! На первую парту посадили.

    – А чего же ты язык показываешь? Тебе не говорили, что надо вести себя вежливо?

    – Вот так не говорили! Целый день говорили.

    – А чего ж ты? Не понял, что ли?

    – Вот так не понял! У нас поди-ка не пойми. У нас учительница – ого! – получше вашей.

    – А ты нашу видел?

    – Конечно, видел. Не понравилась.

    – О, не понравилась! У нас учительница красавица.

    – Красавица… Вот она какая' – И Серёжа делает страшную гримасу.

    – Что?! – Маруся кладёт осторожно у стены свою школьную сумку и подходит к Серёже. – Перестань! – говорит она грозно. – А то…

    – А то что?

    – А то ка-а-ак дам!

    – Ты?

    – Я!

    – Мне?!

    – Тебе!

    * * *

    А дома в столовой суетятся мама и бабушка, готовятся торжественно встретить первоклассницу.

    – Ну, сегодня у неё будет настоящий праздник! – радуется бабушка. – Всё, что она любит, – всё на столе.

    – Что-то запаздывает дочка! – Мама смотрит на часы. – Уже двадцать минут, как кончились уроки.

    Продолжительный звонок.

    Бабушка спешит в прихожую, открывает дверь и ахает.

    Маруся, очень весёлая, стоит на пороге, но в каком она виде! Взъерошенные волосы. На щеке грязное пятно. Одна из пуговиц висит на ниточке.

    – Мамочка! Бабушка! – кричит Маруся. – Как интересно было! Ну прямо сказка. Раз, два – и превратилась я в настоящую первоклассницу. Вы меня теперь не узнаете.

    – Постой, постой! – перебивает мама. – А почему ты в таком страшном виде?

    – А это я с Серёжей подралась. У него ещё хуже вид! – с торжеством сообщает Маруся.

    – Умойся! – ворчит бабушка. – «Не узнаете меня»! Пока что очень хорошо я тебя узнаю…

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!