Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Детские рассказы

  • Список тем link
  • Ещё мама

    Платонов А.П.

    — А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. — Правда, мама?

    — Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить!

    — Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

    — Не надо, — сказала мать, — не надо!

    А когда прошло лето и стало Артему семь лет от роду, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Артем хотел было уйти от матери, да не мог вынуть свою руку из ее руки; рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая.

    — Ну что ж! — сказал Артем. — Зато я домой скоро приду! Правда, скоро?

    — Скоро, скоро, — ответила мать. — Поучишься чуть-чуть и домой пойдешь.

    — Я чуть-чуть, — соглашался Артем. — А ты по мне дома не скучай!

    — Не буду, сынок, я не буду скучать.

    — Нет, ты немножко скучай, — сказал Артем. — Так лучше тебе будет, — а то что! А игрушки из угла убирать не надо: я приду и сразу буду играть, я бегом домой прибегу.

    — А я тебя ждать буду, — сказала мать, — я тебе оладьев нынче испеку.

    — Ты будешь ждать меня? — обрадовался Артем. — Тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!

    — Да уж ладно! — засмеялась мать Артема. — Уж дождусь тебя, милый мой, авось не помру!

    — Ты дыши и терпи, тогда не помрешь, — сказал Артем. — Гляди, как я дышу, так и ты.

    Мать вздохнула, остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая рубленая школа, ее целое лето строили, а за школой начинался темный лиственный лес. До школы отсюда еще было далеко, до нее протянулся долгий порядок домов, дворов десять или одиннадцать.

    — А теперь ступай один, — сказала мать. — Привыкай один ходить. Школу-то видишь?

    — А то будто! Вон она!

    — Ну иди, иди, Артемушка, иди один. Учительницу там слушайся, она тебе вместо меня будет.

    Артем задумался.

    — Нету, она за тебя не будет, — тихо произнес Артем, — она чужая.

    — Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди!

    Мать поцеловала Артема в лоб, и он пошел далее один.

    Отошедши далеко, он оглянулся на мать. Мать стояла на месте и смотрела на него. Артему хотелось заплакать по матери и вернуться к ней, но он опять пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него. А матери тоже хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой, но она только вздохнула и пошла домой одна.

    Вскоре Артем снова обернулся, чтобы поглядеть на мать, однако ее уже не было видно.

    И пошел он опять один и заплакал. Тут гусак вытянул шею из-за изгороди, крякнул и защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и живую кожу на его ноге. Артем рванулся прочь и спасся от гусака. «Это страшные дикие птицы, — решил Артем, — они живут вместе с орлами!»

    На другом дворе были открыты ворота. Артем увидел лохматое животное с приставшими к нему репьями; животное стояло к Артему хвостом, но все равно оно было сердитое и видело его.

    «Ктой-то это? — подумал Артем. — Волк, что ли?» Артем оглянулся в ту сторону, куда ушла его мать, — не видать ли ее там, а то этот волк побежит туда. Матери не было видно, она уже дома, должно быть, — это хорошо, волк ее не съест. Вдруг лохматое животное повернуло голову и молча оскалило на Артема пасть с зубами.

    Артем узнал собаку Жучку.

    — Жучка, это ты?

    — Р-р-р! — ответила собака-волк.

    — Тронь только! — сказал Артем. — Ты только тронь! Ты знаешь, что тебе тогда будет? Я в школу иду. Вон она — виднеется!

    — Ммм, — смирно произнесла Жучка и шевельнула хвостом.

    — Эх, далече еще до школы! — вздохнул Артем и пошел дальше.

    Кто-то враз и больно ударил Артема по щеке, словно вонзился в нее, и тут же вышел вон обратно.

    — Это ктой-то еще? — напугался было Артем. — Ты чего дерешься, а то я тебе тоже... Мне в школу надо. Я ученик — ты видишь!

    Он поглядел вокруг, а никого не было, один ветер шумел павшими листьями.

    — Спрятался? — сказал Артем. — Покажись только!

    На земле лежал толстый жук. Артем поднял его, потом положил на лопух.

    — Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет!

    Сказавши так, Артем побежал в школу, чтобы не опоздать. Сначала он бежал по тропинке возле плетня, да оттуда какой-то зверь дыхнул на него горячим духом и сказал: «Ффур-фурчи!»

    — Не трожь меня: мне некогда! — ответил Артем и выбежал на середину улицы.

    На дворе школы сидели ребята. Их Артем не знал, они пришли из другой деревни, должно быть, они учились давно и были все умные, потому что Артем не понимал, что они говорили.

    — А ты знаешь жирный шрифт? Ого! — сказал мальчик из другой деревни.

    А еще двое говорили:

    — Нам хоботковых насекомых Афанасий Петрович показывал!

    — А мы их прошли уже. Мы птиц учили до кишок!

    — Вы до кишок только, а мы всех птиц до перелета проходили.

    «А я ничего не знаю, — подумал Артем, — я только маму люблю! Убегу я домой!»

    Зазвенел звонок. На крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна и сказала, когда отзвенел звонок:

    — Здравствуйте, дети! Идите сюда, идите ко мне.

    Все ребята пошли в школу, один Артем остался во дворе. Аполлинария Николаевна подошла к нему:

    — А ты чего? Оробел, что ли?

    — Я к маме хочу, — сказал Артем и закрыл лицо рукавом. — Отведи меня скорее ко двору.

    — Нет уж, нет! — ответила учительница. — В школе я тебе мама!

    Она взяла Артема под мышки, подняла к себе на руки и понесла.

    Артем исподволь поглядел на учительницу: ишь ты, какая она была, — она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой.

    В классе Аполлинария Николаевна хотела было посадить Артема за парту, но он в страхе прижался к ней и не сошел с рук. Аполлинария Николаевна села за стол и стала учить детей, а Артема оставила у себя на коленях.

    — Эк ты, селезень толстый какой на коленях сидит! — сказал один мальчик.

    — Я не толстый! — ответил Артем. — Это меня орел укусил, я раненый.

    Он сошел с коленей учительницы и сел за парту.

    — Где? — спросила учительница. — Где твоя рана? Покажи-ка ее, покажи!

    — А вот тута! — Артем показал ногу, где гусак его защемил.

    Учительница оглядела ногу.

    — До конца урока доживешь?

    — Доживу, — обещал Артем.

    Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел в окно на далекое белое облако; оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли от чего-нибудь, — вот бабушка Дарья весною враз померла — не чаяли не гадали. А может быть, изба их без него загорелась, ведь Артем давно из дома ушел, мало ли что бывает.

    Учительница видела тревогу мальчика и спросила у него:

    — А ты чего, Федотов Артем, — ты чего думаешь сейчас? Почему ты меня не слушаешь?

    — Я пожара боюсь, наш дом сгорит.

    — Не сгорит. В колхозе народ смотрит, он потушит огонь.

    — Без меня потушат? — спросил Артем.

    — Без тебя управятся.

    После урока Артем первым побежал домой.

    — Подожди, подожди, — сказала Аполлинария Николаевна. — Вернись назад, ты ведь раненый.

    А ребята сказали:

    — Эк, какой, — инвалид, а бегает!

    Артем остановился в дверях, учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою. Она жила в комнатах при школе, только с другого крыльца. В комнатах у Аполлинарии Николаевны пахло цветами, тихо звенела посуда в шкафу, и всюду было убрано чисто — хорошо.

    Аполлинария Николаевна посадила Артема на стул, обмыла его ногу теплой водой из таза и перевязала красное пятнышко — щипок гусака — белою марлей.

    — А мама твоя будет горевать! — сказала Аполлинария Николаевна. — Вот горевать будет!

    — Не будет! — ответил Артем. — Она оладьи печет!

    — Нет, будет. Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться — значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она и сама заплачет.

    — И правда! — испугался Артем.

    — Правда. Давай сейчас учиться.

    — Чуть-чуть только, — сказал Артем.

    — Ладно уж: чуть-чуть, — согласилась учительница. — Ну, иди сюда, раненый.

    Она подняла его к себе на руки и понесла в класс. Артем боялся упасть и прильнул к учительнице. Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», — подумал Артем.

    В классе Аполлинария Николаевна написала на доске одно слово и сказала:

    — Так пишется слово «мама». — И велела писать эти буквы в тетрадь.

    — А это про мою маму? — спросил Артем.

    — Про твою.

    Тогда Артем старательно начал рисовать такие же буквы в своей тетради, что и на доске. Он старался, а рука его не слушалась; он ей подговаривал, как надо писать, а рука гуляла сама по себе и писала каракули, не похожие на маму. Осерчавши, Артем писал снова и снова четыре буквы, изображающие «маму», а учительница не сводила с него своих радующихся глаз.

    — Ты молодец! — сказала Аполлинария Николаевна.

    Она увидела, что теперь Артем сумел написать буквы хорошо и ровно.

    — Еще учи! — попросил Артем. — Какая это буква: вот такая — ручки в бочки?

    — Это Ф, — сказала Аполлинария Николаевна.

    — А жирный шрифт — что?

    — А это такие вот толстые буквы.

    — Кормлёные? — спросил Артем. — Больше не будешь учить — нечему?

    — Как так — «нечему»? Ишь ты какой! — сказала учительница. — Пиши еще!

    Она написала на доске: «Родина».

    Артем стал было переписывать слово в тетрадь, да вдруг замер и прислушался.

    На улице кто-то сказал страшным заунывным голосом: «У-у!», — а потом еще раздалось откуда-то, как из-под земли: «Н-н-н!».

    И Артем увидел в окне черную голову быка. Бык глянул на Артема одним кровавым глазом и пошел к школе.

    — Мама! — закричал Артем.

    Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.

    — Не бойся! — сказала она. — Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

    — У-у-у! — прогудел бык.

    Артем обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

    — Я прогоню быка.

    Артем не поверил.

    — Да. А ты не мама!

    — Мама... Сейчас я тебе мама!

    — Ты еще мама? Там мама, а ты еще, ты тут.

    — Я еще. Я тебе еще мама!

    В классную комнату вошел старик с кнутом, запыленный землей; он поклонился и сказал:

    — Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды? Дорога сухая была...

    — А вы кто, вы чьи? — спросила Аполлинария Николаевна.

    — Мы дальние, — ответил старик. — Мы скрозь идем вперед, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят? Звери лютые!

    — Они вот детей могут изувечить, ваши быки! — сказала Аполлинария Николаевна.

    — Еще чего! — обиделся старик. — А я-то где? Детей я уберегу!

    Старик пастух напился из бака кипяченой воды — он полбака выпил, — вынул из своей сумки красное яблочко, дал его Артему. «Ешь, — сказал, — точи зубы» — и ушел.

    — А еще у меня есть еще мамы? — спросил Артем. — Далеко-далеко где-нибудь?

    — Есть, — ответила учительница. — Их много у тебя.

    — А зачем много?

    — А затем, чтоб тебя бык не забодал. Вся наша Родина — еще мама тебе.

    Вскоре Артем пошел домой, а на другое утро он спозаранку собрался в школу.

    — Куда ты? Рано еще, — сказала мать.

    — Да, а там учительница Аполлинария Николаевна! — ответил Артем.

    — Ну что ж, что учительница. Она добрая.

    — Она, должно, уже соскучилась, — сказал Артем. — Мне пора.

    Мать наклонилась к сыну и поцеловала его на дорогу.

    — Ну иди, иди помаленьку. Учись там и расти большой.

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!