Появляется Машенька, садится за стоп, в руках держит две детские рубашки, начинает рассказ:
В деревеньке я жила,
Скромной девочкой была.
Раз подружки в лес позвали.
С ними ягодку мы рвали,
Я в сторонку отдалилась -
Потерялась, заблудилась.
Долго капали слезинки -
Не могла найти тропинку.
Вижу - дом стоит огромный.
В доме том уютно, скромно.
Вдруг хозяин возвратился.
На меня не разозлился:
Накормил и напоил,
Но домой не отпустил.
Здесь теперь живу-грущу.
- Я домой тебя пушу.
Если хворост принесешь,
Две рубашки мне сошьешь,
Кашу сваришь мне овсянку,
Наберёшь воды лоханку,
Пирожочков напечёшь,
Деду песенку споёшь!
Так сказал старик-медведь.
Как же это всё успеть?
Вот рубахи сшила, только
Не украсила тесёмкой.
Я рубашки отложу
И за хворостом схожу.
(Уходит.)
Учитель.
Машенька так хочет поскорей домой возвратиться! Я знаю, что девочки наши на все руки мастерицы. Пока она ходит за хворостом, давайте поможем ей. А что сказал медведь Машеньке, какую работу надо выполнить?
(Дети перечисляют.)
1-е задание. «Укрась тесьмой рубашку».
У нас две команды... (звучат названия команд).
Команды заранее придумывают названия, распределяют поручения, кто в каком конкурсе что будет делать. В каждом конкурсе от команды участвует 1 девочка.
Учитель. По одной участнице от команды возьмут вот эти рубашки и пришьют тесьму. (Рубашки типа распашонок, от горлышка вниз идёт небольшой разрез, с одной стороны разреза и надо пришить тесёмку. Можно рубашку сделать не тканевую, а бумажную, а вместо тесёмки использовать клеящуюся бумагу, которую надо наклеить на одну сторону выреза.) А пока наши мастерицы шьют, мы с вами вспомним сказки и имена девочек в сказках.
Участвуют и зрители, и девочки из команд, назвавшему выдают жетон, кто набрал больше всех жетонов, получает приз. Можно всем отвечающим выдавать в качестве поощрения по конфете. После выполнения задания учитель хвалит девочек, забирает рубашки и предлагает выполнить следующее поручение медведя.
2-е задание. «Вкусная овсянка».
Учитель. Перед вами несколько видов круп. Но медведь просил приготовить ему овсянку. Для каждой команды на столе приготовлены крупы (в тарелочках или в полиэтиленовых мешочках). Выходит одна участница и ищет овсянку. Ту тарелку, где, как она считает, находится овсянка, нужно отнести вот на этот стол.
Можно заменить задание - искать крупу манку, тогда в стихотворении (см. ниже) заменить слово «овсянка» на слово «манка».
3-е задание. «Пойду по воду».
Наносить воды из ведра стаканом в двухлитровую банку. Ведро и банка находятся в противоположных сторонах класса. Задание выполняют по одной участнице от команды.
4-е задание. «Печём пирожки».
Для проверки мастерства можно взять настоящее тесто, но замешенное покруче, для начинки - какую-нибудь ягоду. Или же, если нет такой возможности, из белого или жёлтого пластилина заранее подготовить одинаковые лепёшечки, и из них девочки будут лепить пирожки. Кто сделает больше за 1 минуту?
5-е задание «Лучшая песенка».
Одна участница от команды исполняет любую песенку, её записывают на магнитофон (можно только сымитировать запись, главное - оставить кассеты для Машеньки).
Учитель раскладывает всё то, что сделали девочки, подводит итоги, необязательно присуждать первое место, можно поблагодарить всех и вручить сладкие призы. Тут возвращается Машенька.
Удивляясь, начинает читать стихи, показывая при этом на предметы на столах.
Что за чудо здесь творится?
Кто-то мне принёс водицы,
Есть тесёмки на рубашках,
Вот овсяночка для кашки
(Или: Вот и манка есть для кашки).
Пирожки готовые,
Песенки есть новые.
Вот теперь я не отстану
И домой проситься стану.
Пусть сегодня зверь лесной
Отнесет меня домой!