Существует кодекс, по которым живут дети от года до двух и даже трех лет. Если перевести его на взрослый язык, получится примерно следующее:
1. Если мне это нравится, то оно – МОЕ!
2. Если это у меня в руке, то оно – МОЕ!
3. Если я могу забрать это у тебя, то оно – МОЕ!
4. Если это когда-то было у меня, то оно – МОЕ!
5. Если это МОЕ, то оно не станет твоим НИКОГДА!
6. Если я собираюсь что-то делать или строить, то все части – МОИ!
7. Если это выглядит хоть чуточку моим, то это – МОЕ.
8. Если я думаю, что это мое, то оно – МОЕ!
Вот как! Взрослые думали – жадность, а это просто возраст такой. Кстати, именно когда взрослые называют такое поведение детей жадностью, это ведет к формированию такого качества. Как это происходит? Ребенок приходит на площадку со СВОЕЙ игрушкой. К нему подходит другой малыш, и (по законам жанра) хочет эту игрушку забрать, сделать своей. Наш герой не отдает. Реакция мамы: «Отдай, ты что, жадина?» Малыш еще сильнее прижимает игрушку к себе.
Для того, чтобы понять, что чувствует малыш, представьте, что к вам на улице подходит незнакомый человек и хочет забрать вашу сумочку (мобильный телефон, кошелек). Ваша реакция – справедлива и предсказуема – не отдам, МОЕ! Ребенок воспринимает другого малыша так же, как мы – незнакомца.
Таким образом, важно уважать чувство собственности ребенка, которое связано с уверенностью в себе и пониманием своих границ в общении.
Однако в этом возрасте также очень важно научиться делиться с другими! Итак, вернемся к нашей ситуации. Что можно сделать взрослым, чтобы помочь детям научиться делиться и в то же время усилить в ребенке уважение к «своему» и «чужому»?
Можно предложить малышам поменяться игрушками. Формируется представление: «отдавая, я получаю», формируется модель диалога.
Можно вместе рассматривать игрушку, которую крепко держит наш малыш.
Если малыш не соглашается даже показать свою игрушку, можно прокомментировать: «Это игрушка Маши! Она не хочет отдавать ее!» после чего желательно переключить внимание малышей на какую-либо активность. Подчеркивается свободный выбор малыша: он сам решает, делиться ему или нет. Ведь, когда делишься, важно делать это от всей души, с радостью!
В роли малыша, который хочет забрать чужую игрушку, может оказаться и ваш малыш. Тогда подчеркните, что «это - чужая игрушка, а твоя – ВОТ!». Формируется важнейшее представление «свое – чужое», уважение границ других людей.
Оказывается, умение делиться напрямую связано с умением делать что-то по очереди. Вы можете помочь своему малыше освоиться в социальном мире, если будете играть по очереди дома. Вот некоторые идеи.
По очереди можно:
• Стучать в дверь;
• «разговаривать» по телефону;
• пить из чашки;
• бросать предметы в коробку;
• играть в «ку-ку» (закрывать лицо)
• расчесывать волосы кукле;
• щекотать папу;
• рисовать;
• брызгаться;
• играть в догонялки.