Мы вас поздравляем, вы сделали первый шаг к формированию уверенности в вашем малыше – вы заинтересовались этой темой. Предлагаю подойти с внешней и внутренней стороны к этому вопросу и рассмотреть его с разных сторон.
К внешней стороне формирования у малыша уверенности в себе относится создание среды, которая развивает активность и физическую выносливость ребенка.
• Наличие дома шведской стенки или ее частей, как то: турник, кольца, висящие низко, в пределах досягаемости ребенка.
Для чего это малышу: возможность карабкаться, виснуть, раскачиваться, причем делать это, когда хочется. Самостоятельно исследовать свои физические возможности.
• Наклонные поверхности и разновысокие поверхности, например, коробка с прислоненной к ней наклонной поверхностью или диванные подушки, лежащие «лесенкой».
Для чего это малышу: возможность многократно повторять важные действия, например, поднимание по ступенькам. Самостоятельное развитие координации.
• Отсутствие коляски во время прогулок на улице, кроме сна малыша.
Для чего это малышу: возможность ходить на большие расстояния самостоятельно. Познание расстояний от одного объекта до другого с помощью «своих двоих», отсюда большая уверенность в окружающем пространстве и лучшая ориентировка. Возможность самому регулировать скорость передвижения и направления внимания – формирование активной жизненной позиции.
• Игра в мяч. Особенно, если его пинать, бросать, швырять.
Для чего это нужно малышу: так как эти действия производятся энергично, ребенок и чувствует себя активным быстрым, ловким и веселым.
• Плавание в бассейне.
Для чего это малышу: возможность подружиться с водой и быть уверенным и в воде. Возможность энергично совершать множество движений, познавать свое тело, управлять им разных средах.
• Привычка родителей заниматься физическими упражнениями.
Для чего это нужно малышу: возможность копировать интересные движения взрослых. Понимание, что движения – это важно. Формирование ценности ведения здорового образа жизни.
Однажды, раскладывая игрушки я посмотрела внимательно какие игрушки в игровой моей малышки на виду, а какие спрятаны так, что и при желании не сразу достанешь. Оказалось, что все что касаемо рисования, лепки и чтения у меня спрятано подальше, а мячи, мягкие кубики и спортивный уголок всегда на виду. Так я подсознательно определила приоритетность занятий со своим ребенком. А я так удивлялась, почему ребенок не любит рассматривать книжки и рисовать и получает удовольствие от любых активных действий!
Попробуйте посмотреть на игрушки малыша и то, как они лежат, под новым углом. Что является для вас, как для родителя, приоритетным? Что является также важным для малыша, но не очень интересным для вас?
Что касается внутренних процессов, формирующих у малыша уверенность, то мы увеличиваем или уменьшаем уверенность в нашем ребенке каждый день.
1) Я искренне верю, что мой ребенок самостоятельный, находчивый, решительный и неутомимый взрослый, только в миниатюре.
2) Похвала и поощрение. Я подмечаю успешные действия ребенка и хвалю это.
3) Знакомство и общение с детьми старшего возраста и ровесниками. Для меня важно чтобы ребенок проявлял свою самостоятельность и отстаивал свое жизненное пространство (игрушки). Я НАХОЖУСЬ В РОЛИ НАБЛЮДАТЕЛЯ и вмешиваюсь только в крайнем случае.
4) Запреты и ограничения. Я стараюсь чтобы их было как можно меньше. Я даю возможность исследовать окружающее пространство.
5) Нахожу и показываю положительное в негативном.
Например, ребенок поскользнулся и упал, растянувшись в шпагате. Моя реакция: какой же ты гибкий, шпагат сделал! И все-таки, под ногами столько интересного, смотри под ножки, пожалуйста.
6) Ввожу попеременную ответственность или играю в «Руководителя». Например, мы гуляем в парке. Я останавливаюсь на развилке и спрашиваю: по какой дорожке нам идти? Если я готовлю или убираю вместе с малышкой, я спрашиваю в какой последовательности будем делать.
7) Точно дозирую свою помощь. То что ребенок уже выполнял хотя бы раз сам, я не помогаю, но страхую (н-р залазить на стульчик для кормления, подниматься по лестнице, если упал, то жду пока поднимется сам). Если же ребенок только учится, то помогаю, опираясь на его сильные качества.
8) К громким звукам и желанию рвать и разрушать,черкать отношусь как к стремлению ребенка исследовать. Можно перенаправить энергию – рвать разной плотности бумагу,исследуя ее свойства. Можно сделать развивающий стенд(по Тюленеву) из скотча и вешать-срывать карточки. Можно сделать альбом для черкания.
9) Учитываю мнение и желания ребенка. Например, вам надо быстро одеться и выйти, а ребенок сам сел одевать ботинки и это растягивается на 30 минут. Моя реакция: я беру такси, а в следующий раз начинаю собираться на 30-45 минут раньше. Ведь у ребенка почти всегда свое представление о порядке и я его поддерживаю.
10) Поощряю инициативу и иду за ребенком, за тем что ему интересно.
11) Замечаю даже самый маленький успех и искренне радуюсь. Ребенок, пробегая мимо пианино, задел пару нот. Моя реакция: "Боже, какой талантливый ребенок!" И аплодирую.
12) Поручаю посильные задания, постепенно усложняя.
13) Поднимаю авторитет ребенка и создаю положительный имидж.
14) Искренне верю, что у него получится.
15) Одеваю ребенка в вещи, увеличивающие уверенность. Цвет красный, бутылочно-зеленый. Широкий пояс, дорогая одежда и т.д.