Развитие ребенка с первого месяца до третьего (данные Сирсов)
Возраст | Главное умение | Физическое развитие | Моторика руки | Общение и речь | Интеллект малыша | Что любит ребенок |
Первый месяц | Демонстрирует вызывающее привязанность поведение: плачет, прижимается, гулит | Лежит согнувшись, как в матве Пружинящие мышцы Едва отнимает голову от поверхности Не способен держать вес тела на ногах | Кисти рук урепко сжаты кв кулаки Не может держать погремушку | Требовательные крики Грудные звуки, напоминающие ворчание Летучие улыбки Улыбки во сне Отличает голоса родителей от других голосов Лучше всего видит на расстоянии 20-25 см зрение затуманенное Спит, просыпается и ест хаотично | Врожденные стереотипы поведения, направленные на формирование привязанности: плачет, чтобы его взяли к себе Поведение больше рефлективное, чем обдуманное Начинает доверять | Когда его укачивают Когда его носят на руках или в сумке Когда его кормят по первому крику, а не по расписанию Зрительный контакт Слышать родительские голоса |
Второй месяц | Устанавливает зрительный контакт с родителями | Конечности расслабляются, частично отобвигаются от туловища Поднимает голову на 45 Голова покачивается, когда ребенка поддерживают в сидячем положении Мышечные судороги проходят | Кисти рук частично открываются Бесцельно машет руками Некоторое время держит погремушку | Гулит, издает пронзительные крики Улыбается в ответ на улыбку Выражает эмоции: радость, огорчение Перенимает настроение: расстраивается, когда расстроен родитель Успокаивает себя сосанием большого пальца Удерживает зрительный контакт, изучает лицо Отдаленно копирует мимику Следит глазами за движущимися людьми Плачет, когда его кладут | Подает сигнал, ждет ответа Приглашает к взаимодействию: выражает настроение, протестует, если потребности не удовлетворяют Устанавливает ассоциации: покричу - меня возьмут на руки | Когда его носят в сумке Смотреть на музыкальные карусели Черно-белые узоры Классическую музыку Массаж Лежать у папы на груди |
Третий месяц | Играет своими ручками | Полностью отводит конечности от туловища Выполняет ногами "велосипед" Приподнимает голову, поворачивает ее в стороны Несколько мгновений держит вес на ногах Уверенно держит голову сидя Переворачивается со спины на бок | Руки открыты и приглашают к игре Пытается ударять по предметам, чаще промахивается Держит погремушку дольше и трясет ею Хватает окружающих за одежду и волосы Сосет свои пальцы и кулаки. Играет со своими руками | Тянет гласные звуки: "а","э", "о", "и" Издает более громкие звуки, пронзительно кричит Разные потребности выражает разными криками, делает паузы Начинает смеятся | Знакомится с причинно-следственными отношениями Обретает уверенность в своих силах | Стоять у вас на коленях, прислонившись и заглядывая через плечо Играть со совими ручками. Играть, сидя полувериткально, любит больше, чем лежать на спине Бить руками по карусели Перекладывать из руки в руку кольцо и погремушки Свободно двигаться, лежа на полу, "махать крыльями" |