Приучение ребенка к горшку. Давайте рассмотрим этот вопрос с трех сторон: психологической, физиологической и бытовой.
Психологическая сторона.
С восьми месяцев и до двух лет ребенок проходит такой этап развития, в котором он понимает, что может контролировать происходящее и учится выбирать.
Эти два важнейших навыка малыш «отрабатывает», обучаясь ходить на горшок. То есть малыш учиться замечать ощущения и контролировать свои выделения и выбирает, при каких условиях ему сходить в туалет. Ребенок этого возраста воспринимает свои выделения как часть себя, которую он отдает миру.
Поэтому ваша реакция на эти самые выделения – для малыша – информация о том, какой он! Психологи говорят, что какашки – это первое творчество малыша. Ведь творчество, это то, что человек из себя отдает миру!
Отношение родителей к какашкам малыша во многом задает модель отношения человека к своим идеям, чувствам, своему творчеству!
Физиологическая сторона.
Возраст, когда ребенок полностью готов контролировать свои выделения с физиологической стороны: от двух до двух с половиной, а то и трех лет. Поэтому не нужно ставить перед годовалым ребенком непосильных задач!
Конечно, здесь речь не идет о том, что малыш не понимает, что с ним такое происходит. Даже младенец нескольких недель от роду чувствует напряжение внизу живота и приятное расслабление чуть позже, а также тепло другие новые ощущение. Но контролировать этот процесс или управлять им – достаточно сложная задача! Конечно, если у малыша была возможность быть голеньким большую часть времени, то естественный процесс напряжение – расслабление – новые ощущения не нарушался.
И у такого малыша быстрей формируется представление о том, как именно все у него проходит. У малыша, который постоянно в подгузнике меньше опыта. Скорее всего, он научиться ходить на горшок чуть позже.
Бытовая сторона вопроса.
Как же все-таки приучать малыша к горшку?
Когда вашему малышу исполнится год /можно немного раньше/, купите горшок. Это нужно для того, чтобы малыш привыкал к такому объекту, знакомился с ним. Вначале можно играть с горшком. В то, как все куклы ходят на горшок. А потом их хвалят и все радуются.
Хорошо попросить детей постарше посидеть на горшке. Можно поставить горшок в туалете, где стоит горшок для взрослых, и если для вас это нормально, иногда ходить в туалет вместе.
Период от года до полутора обычно характеризуется тем, что малыш знает о горшке, играет с ним и при этом ходит в туалет по всему дому. И вот здесь ОЧЕНЬ ВАЖНА ВАША РЕАКЦИЯ!
Лучше всего такая позиция: «Ты здесь написала. Ты еще маленькая, чтобы успеть добежать до горшка. А потом ты вырастешь и научишься ходить на горшок. Он у нас вот где стоит /показываете/. А теперь давай вместе лужу вытирать!»
Не обязательно все это говорить малышу каждый раз, это просто ваша позиция. То есть, общий настрой на понимание и поддержку малыша. Еще важно понять, какие чувства у вас вызывает эта ситуация. Если вас сильно она злит или раздражает или огорчает, возможно, у вас самих опыт приучения к горшку не прошел гладко. Важно вспомнить, как это было у вас, и «отделить зерна от плевел».
Мой опыт приучения к горшку моей малышки такой: С рождения мы дома не пользовались памперсами. таким образом, когда малышка ходила в туалет, она сразу чувствовала результаты - ей становилось мокро. Постепенно я стала замечать, что она начинает беспокоиться, ерзать, кряхтеть (иногда), когда хочет в туалет. В эти моменты я стала высаживать ее на горшок.
Дело в том, что это стало случаться в возрасте около 6 месяцев и Полина уже умела сидеть. со временем я стала угадывать желание малышки сходить в туалет почти стопроцентно (ей к этому времени было около 11 месяцев). Однако я заметила, что я очень устаю во время общения с Полиной. Понаблюдав за собой и посоветовавшись с мужем, я поняла, что очень много моей энергии уходит на контроль (наблюдение) за туалетом ребенка!!!!
Пока я думала, что с этим делать, малышка сама мне подсказала - она стала протестовать, когда я предлагала ей сходить на горшок. я поняла этот знак так - "я сама решу, когда мне хочется сходить на горшок". Я приостановила свои порывы и стала предлагать малышке время от времени (раз в неделю, проверяя, не изменился ли ее настрой! Хотя играть в горшок мы продолжали: куклы ходили на горшок, Полина видела горшок и садилась на него, когда хотела.
А к полутора годам Поля восприняла горшок по-новому: она с интересом стала ходить на горшок вместе со мной ("у мама - большой горшок, у Поли - маленький"). Кстати, мы перенесли горшок из комнаты в туалет (так понятнее, что есть туалетная комната). Когда Поле было год и семь месяцев, я напоминала ей сходить на горшок и сама она иногда успевает сообразить.
Самое главное для нас сейчас - воспринимать горшок позитивно и с интересом. А - я еще сильно радуюсь и хвалю Полю, когда она ходит на горшок и "не замечаю" фактов мимо горшка.
Дудченко Алина, детский психолог.