Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Статьи

  • Список тем link
  • Статьи о детях и родителях

    Гармоничное развитие ребенка (часть1).

    Часть1

    Ребенок- это великолепное нечто, которое дарит нам второе рождение себя

    Три года назад моя жизнь казалась мне хорошо накатанной колеей, привычно и  вполне  закономерно  текущим  потоком... Однажды в нее ворвался некто, и этим  некто  стал  мой  ребенок.  Он  прервал бесконечную нить однообразных будней и раскрасил каждый день калейдоскопом красок. Спустя некоторое время я поняла, что в этой непостижимой сказке есть только одна мораль: "Ребенок- это великолепное нечто, которое дарит нам второе рождение себя".

    Как  два  инопланетных  существа,  чьей-то  волей  связанные воедино, мы начали  путешествие  по  жизни,  обучая  друг  друга  общению.  Я учила его говорить   на   моем   языке,  а  он  меня  понимать  жизнь  и  видеть  его кристаллизованной,  изначальной,  великой,  ведь  он  сам и есть воплощение этой жизни. Чтобы научиться говорить, как я, ему достаточно было улыбаться, играть  и  гулять,  а  я  тем временем "проглатывала" кипы журналов и книг, чтобы разобраться как с ним быть. Книжная полка росла: Г.Доман, С.Мартынов, И.Лопухина,  С.Лупан,  В.Цвынтарный, H.Зайцев и книги многих других авторов пополняли  мою  библиотеку.  Говорили все они лишь об одном: о полноценном, гармоничном развитии ребенка до рождения и после. Понять то, о чем написаны эти  замечательные книги, я смогла, лишь с головой окунувшись в мир занятий с   ребенком,  благодаря  которым  мы  нашли  единственно  важную  нитьнить взаимопонимания  друг  друга. Каждая семья, каждая мать самостоятельно, без каких-нибудь сверхусилий может развить ум, знания и физическую силу ребенка так,  что  это  даст  ему  возможность  резко отличаться от среднего уровня развития поколения, которому мы принадлежим", - пишет Е.Тропп в своей книге "Я воспитываю одаренного ребенка" (С.-Пб., 1997 г.).

    С этим нельзя не согласиться, особенно зная, что все усилия, прилагаемые вами  для  развития  умственного  и  физического интеллекта вашего ребенка, должны  прилагаться как можно раньше, т.е. с момента рождения ребенка. Дело в   том,   что  в  60-е  годы  нашего  столетия  Глен  Доман,  американский врачпедагог,  установил,  что  основное  обучение ребенка может происходить только  в  период, пока растет головной мозг, а после окончания роста мозга эффективность  обучения  стремительно  падает.  К  трем  годам  рост  мозга завершается на 70-80 %. А оставшиеся 20-30% приходятся на возраст от 3-х до 7  лет.  В  7  лет мозг окончательно вырос, и знания, которые дети начинают получать  в  возрасте  семи лет, чрезвычайно непрочно фиксируются мозгом. В тоже  время  2-х  летний  ребенок  (тем  более годовалый) запомнит их почти мгновенно.  Более  того,  ребенок,  интеллект  которого  начали развивать в период  до  3-х  лет  по какой бы то ни было системе, ставящей целью раннее всестороннее  развитие  ребенка  (будь  то Г.Доман, М.Монтессори , С.Лупан, Б.Hикитин  или  H.Зайцев),  то  такой  ребенок  значительно  быстрее  своих сверстников развивается физически и интеллектуально.

    Итак,  что  же  такое гармоничное развитие ребенка?

    Коротко говоря - это умственное  и  физическое  развитие. Физическое воспитание включает в себя: закалку,  зарядку,  бег,  гимнастику,  быструю  ходьбу,  а также занятия на тренажерах  (турнике,  лестнице,  канате),  вершиной  которых  является (по Доману)  брахиация  ("гиббонья  прогулка" или перехват руками на весу). Все упражнения развивают мозг, дыхание, равные возможности левой и правой руки, письма,  увеличивают "мануальный" интеллект ребенка. В книгах Глена Домана, Евгении Тропп и Сесиль Лупан вы найдете подробное описание всех необходимых упражнений,  которые  можно  и  нужно  делать  с  самого  рождения ребенка. Главное,  чтобы  они  стали  неотъемлемой  частью  вашей жизни, необходимой привычкой,  как  умывание, еда, сон. Чтобы было весело Вам и Вашему малышу, используйте   стихотворения   (громко  произносите  их  в  момент  занятий, например, зарядкой):

    Рано утром на полянке
    Так резвятся обезьянки:
    Правой ножкой топ, топ!
    Левой ножкой топ, топ!
    Руки вверх, вверх, вверх!
    Кто поднимет выше всех?

    Читая  стихи, Вы сразу "убьете двух зайцев": сделаете занятия веселыми и поспособствуете  развитию  речи Вашего малыша. Если Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы делать зарядку самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите его  за  руки и помогайте ему координировать движения. Вы можете заниматься под  негромкую  музыку.  Главное  -  это  новизна и радость, поэтому будьте веселы  и учите заранее как можно больше веселых песенок, потешек и стихов. Вооружившись  всевозможной  литературой, касающейся воспитанияи образования ребенка,  вы  поймете,  что  уже  с  грудного  возраста  с  ребенком  можно заниматься   чтением,   арифметикой,   геометрией,   рисованием,   музыкой, биологией,  астрономией,  физикой  и  многим другим, насколько позволит вам ваша фантазия энтузиазм и время.

    Если  вас  заинтересовала возможность раннего обучения чтению, счету, то детям   до  двух  лет  я  рекомендовала  бы  уникальную  систему  Г.Домана, позволяющую  легко  и  быстро усвоить материал даже 2хмесячному младенцу, а для  развития  навыков  чтения  и  счета  детям  старше двух лет - кубики и стосчет H.Зайцева.

    Что  касается  занятий  музыкой  и  живописью,  то совет один: как можно раньше   запаситесь   сборниками   видео  или  аудиокассет  с  классической музыкой,  детскими  песенками  из  мультфильмов,  потешками  и музыкальными сказками  ("Катенька  и  Котенька"  С.Железнова,  "Щелкунчик"  и "Лебединое озеро" по балетам П.И.Чайковского и др.)

    Собирайте  репродукции  известных и неизвестных художников, развешивайте их  на  стенах  детской или в других комнатах, показывайте ребенку сборники картин  И.Репина, А.Васнецова и многих других мастеров русской и зарубежной школ.  Hе  забывайте  подробно  рассматривать  картину, назвать художника и название   работы.   Помните,  что  ребенок  должен  учиться  рисовать  сам (предоставьте  ему  краски,  старые обои и он создаст вам картину, обмакнув пальцы  в  акварель),  а  так  же рисуйте побольше сами - это тоже стимул к творчеству.

    Музыкой  для  ребенка  являются различные звуки окружающего мира (ветер, дождь),  пение  птиц,  стук,  а  также  звуки, издаваемые самим малышом: он активно  стучит  различными  предметами,  ладошками. Детский ксилофон очень поможет  развить  музыкальность  ребенка. Помните, что звук имеет множество характеристик. Он обладает высотой, плотностью, краской (тембром) и другими свойствами, которые необходимо сообщать ребенку.

    Возьмите  себе за привычку называть свойства любого предмета попадающего в  поле  зрения  ребенка,  а тем более находящегося в его руке. Hапример, о погремушке можно сказать не только то, что: "Это погремушка!", но и то, что она пластмассовая, круглая, издает высокий гремящий звук и т.д.    Объясняйте,  для чего нужен тот или иной предмет, тем самым вы не только пополните  знания  ребенка об окружающем мире, его словарный запас, а также подготовите  его  к  логическим  умозаключениям:  "Ворона,  воробей, дятел, синица,  цапля  -  это  (показывает  на дрофу) тоже птица" (Даня, 1 год. 10 мес). Что касается геометрии, астрономии, ботаники, биологии, географии, то в  этих  науках  я  посоветовала  бы  придерживаться  методик  Г.Домана или С.Лупан.   В   изучении  иностранных  языков  можно  пользоваться  системой H.Зайцева  (для  детей  старше  2-х  лет). Одним из немаловажных факторов в развитии  речи  ребенка являются игры, развивающие общую моторику (Лопухина И.  Логопедия.  -  С.-Пб.,  1997)  и  мелкую  моторику т.е. мелкие движения пальцев  рук.  Существует огромное количество книг, содержащих всевозможные "пальчиковые" игры со стихами и забавными упражнениями, например:    Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - С.-Пб., 1997    Кольцова М., Рузына М. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг - С.- Пб., 1998    Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. - М.: Карапуз, 1997.

    Продолжение следует.

    Статья из газеты "Наш аист" 4, 5 март 1999 года

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!