Многих родителей беспокоит вопрос, своевременно ли развивается их ребенок, причем в любом возрасте ключевым фактором становится психическое развитие, и в частности развитие речи. Чтобы сориентировать родителей в этом вопросе, рассмотрим основные закономерности развития речи дошкольника, минуя доречевые стадии гуления и лепета.
Итак, к 11 месяцам у ребенка появляются первые слова (10-12 слов). Это, как правило, существительные из парных слогов, обозначающие членов семьи: мама, папа, баба и т.д. К 1 году 2 месяцам появляются звукоподражания: би-би, тик-так, ку-ку и пр. К полутора годам появляются слова-действия: дай, иди, пить и т.д. К двум годам словарный запас малыша составляет 200-300 слов.
В возрасте от двух до трех лет в активном словаре малыша наблюдается скачок до 1000 и более слов. Развиваются познавательная и коммуникативная функции речи и самокоммуникация: ребенок задает вопросы, сопровождает речью свою игру и действия. Качество произношения заметно улучшается, в том числе благодаря развитию фонематического слуха, то есть ребенок научается слышать и отличать правильное произношение от неправильного. Совершенствуется и связная речь: малыш может понимать и запоминать небольшие тексты, рассказы, а в предложении использовать 4-5 и более слов.
Конечно, в речевом развитии каждого ребенка есть свои особенности, связанные с темпераментом ребенка, условиями воспитания его в семье и рядом других факторов, но есть критерии, которые являются границей между нормой и отставанием. Что должно насторожить родителей?
К двум годам: непонимание слов, простых просьб, отсутствие речи, использование только нескольких лепетных слов, отсутствие двусложной фразы, преобладание жестов.
К трем годам: затруднения в понимании слов, простых просьб, использование малого количества слов, в том числе лепетных, из обихода; неразборчивость речи, запинки в речи (могут трансформироваться в заикание), короткая фраза с большим количеством грамматических ошибок.
Если для речи Вашего ребенка характерны вышеперечисленные особенности, обратитесь к логопеду и невропатологу за помощью.
Если ребенок развивается в пределах нормы, Вы можете помочь ему в успешном овладении речью в дальнейшем. Больше общайтесь с ребенком, на прогулке называйте всё, что видите вокруг, действия людей и действия с предметами. Если малыш ходит в детский сад или проводит выходные вне дома, обсуждайте, как прошел его день, Ваш день, какие планы у Вас на завтра. Кроме того, можно использовать специальные упражнения и игры.
• «Повтори за мной». Начните выполнять действия с какой-нибудь игрушкой, например, с мишкой. Проговаривайте действия: «Смотри, я кормлю мишку. Вот так. Теперь ты покорми мишку… Что ты делаешь?» - «Кормлю мишку» и т.д.
• «Поиграй на дудочке». Купите малышу дудочку (или свисток), пусть он научится дуть в неё, это будет способствовать развитию силы выдоха. Для формирования продолжительного выдоха можно использовать мыльные пузыри.
• «Выбери из двух». Подберите картинки с изображением предметов, названия которых отличались одним звуком, например, «мышка-мишка», «дом-дым», «нос-нож», попросите ребенка показать, где один предмет, а где другой.
• Совместный пересказ знакомых сказок с повторяющимся сюжетом: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и пр.
В любом возрасте не стоит игнорировать упражнения для формирования артикуляционных умений, направленные на совершенствование работы мышц языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.
В настоящее время существует достаточно большое количество научно-популярной и методической литературы для родителей детей-дошкольников. Разнообразие представленных там упражнений позволит Вам не только развить речевые навыки, но и доставит радость от совместных занятий с Вашим ребенком.