Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Статьи

  • Список тем link
  • Статьи о детях и родителях

    Занятие с малышами шести месяцев.

    1. Приветствие.

    Здороваемся, поем песенку: «Миша, привет, привет! Детки, здравствуйте! Лена, привет, привет! Мамы, здравствуйте!»

    Цель: создание дружественной атмосферы, навыки социального взаимодействия.

    Материал: игрушка на руку – Зайка.

    Комментарий ведущего: Приветствие у нас каждый раз одно и то же. Это делает предсказуемой для малыша ситуацию занятия, вселяет уверенность, усиливает чувство безопасности.

    Постепенно дети запоминают имена друг друга и мам и смотрят на того, о ком поют.

    2. Игра в мяч.

    Катаем мяч, сидя в кругу, от одного малыша к другому. Ведущий акцентирует внимание на глаголах – действиях: «Кидай! Лови!».

    Важно: дать малышу возможность самому толкнуть мяч, не торопить его, в то же время подсказывать, что нужно делать.

    Цель: умение соблюдать очередность, понимание глаголов-действий, способность удерживать внимание на предмете.

    Материал: мяч среднего размера.

    Комментарий ведущего: Такая простая игра помогает детям на опыте прожить модель диалога: «один говорит! другие слушают». Целое дело для малыша такого возраста «выдержать» время, когда мяч не у него, а у других. 

    3. Беседа с родителями.

    Тема: «Установки родителей и их влияние на ребенка».

    Детям выдаем коробку с мячами разных размеров и фактуры. В это время ведущий просит мам выбрать мячики, которые больше всего похожи на их малышей. И описать их от первого лица, например, «я – мячик Миша, я – яркий и люблю двигаться…» Другие родители слушают, дают обратную связь. Проявляются некоторые бессознательные установки по отношению к ребенку. Ведущий акцентирует внимание на некоторых из них.

    Важно: осознавать неосознаваемое.

    Комментарий ведущего: Например, на этом занятии нам удалось осознать, что часто мамы говорят и думают про своих детей «мы», что приводит к путанице в чувствах и желаниях своих и ребенка (кто на самом деле хочет играть в эту игру? Кто на самом деле рассержен? И т.п.)

    Также мы коснулись установки «будь только хорошим» с невозможностью для ребенка проявлять разные чувства.

    Материал: коробка и мячи разных размеров, цветов и разные на ощупь.

    4. Собираем мячики в коробку.

    Цель: умение собирать.

    Складываем мячики в коробку, мама и малыш. Говорим мячикам «пока-пока».

    Комментарий ведущего: Очень важно для малыша понимать границу перехода от одного занятия к другому. Совместное убирание игрушек, особенно если это становится традицией на занятии, помогает малышу в этом. Также это простое действие учит малыша держать цель в голове и планировать действия.

    5. Полоса препятствий + счет.

    Цель: активизация двигательной активности малыша, обучение счету исподволь, способность преодолевать препятствия.

    Материалы: доска, карематы, плоские пеньки, два стула и платок, коврик из цифр, палатка - домик.

    Ведущие приглашают мам создать полосу препятствий. Нужно ходить с малышами по комнате, преодолевая, обходя или проходя по препятствиям и считать шаги, предметы, называть цифры на коврике.

    Комментарий ведущего: Полоса препятствий – упражнение, которое мы используем часто. Мы постоянно меняем препятствия и предлагаем родителям делать подобную полосу препятствий дома. На этом занятии мы попросили мам поставить малышей в один из углов комнаты, который загородили невысоким препятствием – доской. Мамы отошли от своих малышей, и деткам нужно было преодолеть препятствие на пути к своей маме. Конечно, реакция малыша, да и мамы многое рассказала об уверенности малыша, о готовности мамы давать своему малышу самостоятельность(/мамы отошли от своих малышей на разное расстояние: одна мама отошла в другой конец комнаты и терпеливо ждала, когда ее малыш преодолеет все препятствия, причем малыш не полз сразу к ней, а исследовал все интересное; в то время как другой малыш при виде стоящей сразу за препятствием мамы стал плакать, пока она не протянула к нему руки), о способах малыша справляться с трудностями двум малышам, например, было более интересно сидеть в «загончике» и рассматривать друг друга, чем преодолевать препятствие, в то время как другим были интересны все разложенные по комнате предметы.

    По поводу счета. Важно, чтобы малыш слышал счет постоянно, тогда к моменту появления интереса к счету его не будут смущать названия цифр, а он сможет перейти сразу к пересчитыванию, сложению и вычитанию. 

    6. Танец «Полька».

    Цель: знакомство малышей и мам с элементарными движениями польки, усиление уверенности в себе через танец, веселье.

    Материал: запись «польки».

    Сначала мамы показывают малышам движения польки, сидя при этом на полу перед малышами. Мамы учатся, малыши наблюдают. Во второй раз мамы повторяют движения, привлекая малышей. Завершают «обучение» движения стоя, вместе, в общем кругу (однако малыши уже хорошо ориентируются в ситуации и включены в процесс).

    Комментарий ведущего: С малышом лучше начинать общение на уровне его глаз, а не сверху вниз. Поэтому танец претерпевает изменения и упрощения. Нам важно сначала создать атмосферу и характер танца вместе с мамами, а потом предложить ребенку активную роль. Мы учимся в танце отдавать инициативу малышу, увеличивая самостоятельность, уверенность и активность малыша.

    7. Совместное рисование.

    Цель: социальное взаимодействие, экспериментирование с новыми материалами, успокоение.

    Материал: ватман, пальчиковые краски, влажные салфетки, клеенка.

    Прекрасное упражнение, которое помогает малышам пообщаться друг с другом новым способом, получить новые ощущения, порой очень сильные, от взаимодействия с краской и листом.

    Комментарий ведущего: Важно: отношение мам к тому, что малыш «запачкается». Малыш понимает мир, хорошо что-либо или плохо, по эмоциональной реакции мамы. Если мама думает, что краски – это грязно, или боится, что малыш ее «запачкает», то она показывает ему, что этим (рисованием, экпериментированием) заниматься не стоит. Конечно, этот момент ведущий проговаривает с мамами.

    Важно: понимание мамой того, что рисование для ребенка в этом возрасте значит прежде всего исследование, познание свойств материалов и их взаимодействия между собой, проявление себя, способность влиять на мир (например, ребенок видит, что от его движений изображение может сильно меняться). То есть ребенку важен процесс! Рисунок в значении «нарисовать что-то» появится много позже.

    8. Прощание.

    Цель: интеграция опыта (для мам), понимание момента окончания (для малышей).

    Ведущие спрашивают у родителей, что для них было важно сегодня на занятии и что из упражнений хотелось бы повторить дома.

    Во время завершения желающие могут сделать комплимент кому-либо из присутствующих.

    Комментарий ведущего: Такое завершение занятия позволяет обобщить личный опыт каждого участника, повышает эффективность упражнений.

    Комплимент позволяет улучшить контакт между родителями и детьми, формирует привычку замечать хорошее и уметь хорошо об этом сказать (без сравнивания, обращаясь напрямую к человеку). Сами правила-подсказки, как хорошо говорить о хорошем, мы рассматривали на предыдущих занятиях.

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!