Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Статьи

  • Список тем link
  • Статьи о детях и родителях

    Дети и путешествия

    дорога

    Летом мы чаще отправляемся во всевозможные путешествия. Многих родителей предстоящие поездки с ребенком пугают: ведь в дороге и взрослые-то устают и скучают, что уж говорить о детях?

    Попробую поделиться своим опытом. Мы с детьми и поездом путешествовали, и автобусом, и на самолете летали, а уж на машине почти каждый день приходится куда-то ездить.

    Мы берем с собой, конечно, все необходимое: немного еды и питья (сушки, печенье, сок в пакетиках с трубочкой, воду в бутылке), салфетки, туалетную бумагу. И, помня о том, что дети не любят долго быть без дела, мы обязательно укладываем в дорожную сумку книжки с песенками и стихами, красивыми картинками, разные игры, в которые дети могут тихо играть и сами.

    Наверное, самое главное правило: не начинать развлекать детей до того, как это станет явно необходимым. Если они придумывают игры сами - прекрасно! А если вы видите, что дети вот-вот пойдут вразнос и начнется рев, - поторопитесь вмешаться и чем-то занять их.

    Играют пальчики

    Долгая поездка в машине, автобусе, самолете сильно ограничивает подвижность ребенка, и он наверняка будет страдать от этого. В поезде несколько легче - здесь можно хотя бы пробежаться по коридору. В машине или в автобусе вы можете на некоторое время занять детей пальчиковыми играми. Такие игры нравятся и малышам лет полутора-двух, и более старшим детям.

    Поиграем сначала в зайчика. Большой палец, мизинец и безымянный складываются в щепоть - это мордочка зайчика, а указательный и средний вытянуты вверх - это ушки. Другой ладошкой ребенок ловит зайчика; тот сначала успешно убегает, но на последней строчке ладошка его догоняет.

    Скачет зайка маленький

    Около завалинки.

    Быстро скачет зайка,

    Ты его поймай-ка!

    Ребенок складывает пальчики в кулачок, а затем раскрываем его, называя все пальчики, начиная с большого:

    Этот пальчик - дедушка.

    Этот пальчик - бабушка.

    Этот пальчик - папа.

    Этот пальчик - мама.

    Ну а этот пальчик - я.

    Вот и вся моя семья!

    Теперь пальцы сцепляем в замок, крутим замок вперед - назад, вправо - влево, постукиваем им о коленку - и расцепляем пальцы:

    На двери висит замок.

    Кто его открыть бы мог?

    Повертели, покрутили,

    Постучали -

    И открыли!

    Левая ладошка раскрыта, пальцы выпрямлены - это солнышко.

    Пальцы правой сжаты в кулак - спят. Солнышко начинает будить их: указательный палец левой ладошки дотрагивается до каждого, начиная с большого.

    Утро настало,

    Солнышко встало.

    Эй, братец Федя,

    Разбуди соседей!

    Вставай, Большак!

    Вставай, Указка!

    Вставай, Серёдка!

    Вставай, Сиротка!

    И крошка-Митрошка!

    Привет, ладошка!

    Лукошко ребенок изображает двумя ладошками (ему это не так просто, между прочим!). Потом ладошки надо раскрыть и один за другим, когда называют очередное имя, загнуть все пальчики (кроме больших - на них имен не хватит):

    Собрали в лукошко:

    Саша - малину,

    Маша - рябину,

    Оля - шишки еловые,

    Коля - листья кленовые,

    Таня - синий василёк,

    Ваня - беленький грибок,

    Вика - землянику,

    А маленький Серёженька - ёжика!

    Покатаемся на лошадке

    Пальчики устали? Посадите малыша на колени, пусть он покатается на лошадке:

    Едем на лошадке

    По дорожке гладкой.

    В гости нас звала принцесса

    Кушать пудинг сладкий.

    Две собачки у порога

    Нам сказали очень строго:

    Как собачки говорят?

    "Гав-гав!" - отвечает малыш, и игра начинается снова.

    Вы можете спросить, как говорят кошки, коровы, вороны, овечки, лошадки, лягушки.


    Комарики приставучие

    Нравится детям играть в комариков.

    Дарики, дарики!

    (Хлопаем в ладоши.)

    Ай да комарики!

    Бз-з-з-з!

    (Ваши пальцы сложены в щепоть и совершают круговые движения.)

    Комарики вились, вились,

    Вились, вились -

    И в щечки вцепились!

    Комарики кусают за щечки. В другой раз комарики вцепляются в носик, потом в ушко, животик, спинку, коленку, плечо.

    Волшебный мешочек

    Для этой игры понадобится обыкновенный тканевый мешочек, который вверху затягивается шнурком. В мешочек складывают парами предметы, разные на ощупь: два резиновых мячика и две чайные ложки, два деревянных кубика и две одинаковые пластмассовых чашечки, другие мелкие предметы (куколки, машинки, колокольчики, гайки и болтики, желуди, орехи, камешки, ракушки:).

    Как играть? Вы даете ребенку мешочек, просите запустить в него руку и на ощупь угадать, что он нашел. Малыши в год-полтора, которые говорить еще не умеют, могут вынимать вам то, что попросите вы: "Найди мне мячик!" А дети постарше могут не только назвать найденное, но и рассказать, не вынимая предмет из мешочка, какая у него форма, размер, из чего он сделан. Например, про ложку можно сказать, что она холодная, гладкая, металлическая, длинненькая; мячик - резиновый, гладкий; грецкий орех - шершавый. Предмет достают и смотрят, верно ли все угадано. После этого - задачка посложнее: нужно найти второй такой же предмет. Эта игра нравится и шестилеткам.

    Не прозевай!

    В этих играх ребенку придется мобилизовать свое внимание.

    Успеешь убежать? Мама (или старший из детей) вытягивает руку раскрытой ладонью вниз, а дети приставляют к ней пальчики. Мама произносит: "Папа, мама, жаба, цап!" Пока звучат первые слова, пальчики должны ждать, но когда прозвучит "Цап!", зевать не надо: мама сожмет ладонь в кулак и поймает тех, кто не успел убежать.

    Внимание необходимо, когда приходится сменять одно движение на другое. Это только кажется, что переключиться вовремя очень легко.

    Ладушки-ладушки,

    кулачки-кулачки!

    Ладушки-ладушки,

    кулачки-кулачки!

    (Пальцы сжимаются в кулачки и разжимаются.)

    Спрятались ручки. (Руки прячутся за спину.)

    Где они? Ищи!

    (Руки возвращаются.)

    А как можно изобразить жестами, например, солнце, камешки, заборчик? Солнце - раскрытая ладонь с растопыренными пальцами (лучики!), камешки - два кулачка, заборчик - две ладошки с сомкнутыми пальцами, выставленные одна рядом с другой. Этими жестами надо отзываться на слова-команды ведущего.

    Ребенку нравится и самому командовать, и выполнять команды, и следить, правильно ли другие выполнили то, что он просил.

    Так что если детей несколько, пусть они все успеют побыть ведущими.

    В игру можно внести элемент шутки, когда ведущий говорит одно, а показывает другое.

    С числами и словами

    Если дети умеют и любят считать, можно поиграть с ними в такую игру: кто-то один (установите очередь) называет число (от единицы до пяти или до десяти), а все остальные должны быстро показать нужное количество пальцев.

    А вот игра "Угадай число" (с детьми помладше играют с числами до 20, а с теми, кто постарше, - и до 100). Ведущий задумывает число, а остальные пытаются его угадать, по очереди задавая вопросы. Например, задумано число 14.

    Вопрос:

    - 19?

    - Меньше, - отвечает водящий.

    - 5?

    - Больше!

    - 10?

    - Больше!

    И так до тех пор, пока кто-то не назовет задуманное число.

    Даже с самыми маленькими можно поиграть в игру "Угадай мелодию".

    А тех, кто уже хорошо говорит и у кого достаточно большой запас слов, займите игрой в вопросы и ответы. И вопросы эти пусть задает не только мама, но и дети - друг другу:

    - У коровы - теленок, а у свинки - кто? А у овечки? А у собачки?

    - Что бывает желтое?

    - Что бывает съедобное?

    - Что бывает мягкое?

    - Что плавает?

    Весьма занимательна игра в антонимы, которые детям проще всего объяснить как слова "наоборот".

    - Маленький, а наоборот?

    - Большой!

    - Веселый, а наоборот?

    - Грустный!

    - Слабый, а наоборот?

    Можно проверить, хорошо ли дети помнят дни недели:

    - А какой день после четверга?

    - Сегодня среда, а вчера был какой день?

    - А позавчера?

    Подобно этому можно попросить назвать месяцы: второй месяц весны, первый месяц осени или последний месяц лета.

    Если дети уже знают буквы, то можно заняться с ними играми-загадками типа "С какой буквы начинается?". Когда вы увидите, что могут легко определять первую букву в слове, поиграйте с ними в "Цепочки".

    Тот, кому пришла очередь отвечать, должен придумать слово, которое начиналось бы на последнюю букву слова, названного предыдущим играющим. Может получиться, например, такая цепочка:

    Арбуз - зебра - акварель - лимон - нож - жаба - акробат - танк - копыто - окно - остров.

    Потренируйте детей в умении определять на слух число слогов и букв в слове - это полезно и дошколятам, и ученикам младших классов.

    Интересно проходит игра, в которой надо угадать букву, задуманную ведущим. Угадывают ее, называя разные слова и выясняя, есть ли в том или ином названном слове задуманная буква (и если есть, то сколько раз встречается). Положим, задумана буква О.

    - Малина?

    - Нет.

    - Танк?

    - Нет.

    - Рот?

    - Одна

    - Рябина?

    - Нет.

    - Стол?

    - Одна.

    - Молоко?

    - Три.

    - О!

    А игра "Повтори и назови одним словом" развивает память и логику;

    Здесь надо без ошибок повторить четыре названных слова и подобрать к ним обобщающее понятие.

    Север, юг, запад, восток. (Стороны света.)

    Стул, стол, табуретка, шкаф. (Мебель.)

    Волк, заяц, медведь, лиса. (Лесные животные.)

    Трамвай, троллейбус, автобус, метро. (Транспорт.)

    Есть более сложная разновидность игры - надо повторить названные слова и решить, какое лишнее.

    Самолет, грузовик, вертолет, ракета. (Лишнее - грузовик, он один не летает.)

    Яблоко, груша, заяц, слива. (Лишнее - заяц, только он не фрукт.)

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!