Летом мы чаще отправляемся во всевозможные путешествия. Многих родителей предстоящие поездки с ребенком пугают: ведь в дороге и взрослые-то устают и скучают, что уж говорить о детях?
Попробую поделиться своим опытом. Мы с детьми и поездом путешествовали, и автобусом, и на самолете летали, а уж на машине почти каждый день приходится куда-то ездить.
Мы берем с собой, конечно, все необходимое: немного еды и питья (сушки, печенье, сок в пакетиках с трубочкой, воду в бутылке), салфетки, туалетную бумагу. И, помня о том, что дети не любят долго быть без дела, мы обязательно укладываем в дорожную сумку книжки с песенками и стихами, красивыми картинками, разные игры, в которые дети могут тихо играть и сами.
Наверное, самое главное правило: не начинать развлекать детей до того, как это станет явно необходимым. Если они придумывают игры сами - прекрасно! А если вы видите, что дети вот-вот пойдут вразнос и начнется рев, - поторопитесь вмешаться и чем-то занять их.
Играют пальчики
Долгая поездка в машине, автобусе, самолете сильно ограничивает подвижность ребенка, и он наверняка будет страдать от этого. В поезде несколько легче - здесь можно хотя бы пробежаться по коридору. В машине или в автобусе вы можете на некоторое время занять детей пальчиковыми играми. Такие игры нравятся и малышам лет полутора-двух, и более старшим детям.
Поиграем сначала в зайчика. Большой палец, мизинец и безымянный складываются в щепоть - это мордочка зайчика, а указательный и средний вытянуты вверх - это ушки. Другой ладошкой ребенок ловит зайчика; тот сначала успешно убегает, но на последней строчке ладошка его догоняет.
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Ребенок складывает пальчики в кулачок, а затем раскрываем его, называя все пальчики, начиная с большого:
Этот пальчик - дедушка.
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папа.
Этот пальчик - мама.
Ну а этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!
Теперь пальцы сцепляем в замок, крутим замок вперед - назад, вправо - влево, постукиваем им о коленку - и расцепляем пальцы:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили,
Постучали -
И открыли!
Левая ладошка раскрыта, пальцы выпрямлены - это солнышко.
Пальцы правой сжаты в кулак - спят. Солнышко начинает будить их: указательный палец левой ладошки дотрагивается до каждого, начиная с большого.
Утро настало,
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Серёдка!
Вставай, Сиротка!
И крошка-Митрошка!
Привет, ладошка!
Лукошко ребенок изображает двумя ладошками (ему это не так просто, между прочим!). Потом ладошки надо раскрыть и один за другим, когда называют очередное имя, загнуть все пальчики (кроме больших - на них имен не хватит):
Собрали в лукошко:
Саша - малину,
Маша - рябину,
Оля - шишки еловые,
Коля - листья кленовые,
Таня - синий василёк,
Ваня - беленький грибок,
Вика - землянику,
А маленький Серёженька - ёжика!
Покатаемся на лошадке
Пальчики устали? Посадите малыша на колени, пусть он покатается на лошадке:
Едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Как собачки говорят?
"Гав-гав!" - отвечает малыш, и игра начинается снова.
Вы можете спросить, как говорят кошки, коровы, вороны, овечки, лошадки, лягушки.
Комарики приставучие
Нравится детям играть в комариков.
Дарики, дарики!
(Хлопаем в ладоши.)
Ай да комарики!
Бз-з-з-з!
(Ваши пальцы сложены в щепоть и совершают круговые движения.)
Комарики вились, вились,
Вились, вились -
И в щечки вцепились!
Комарики кусают за щечки. В другой раз комарики вцепляются в носик, потом в ушко, животик, спинку, коленку, плечо.
Для этой игры понадобится обыкновенный тканевый мешочек, который вверху затягивается шнурком. В мешочек складывают парами предметы, разные на ощупь: два резиновых мячика и две чайные ложки, два деревянных кубика и две одинаковые пластмассовых чашечки, другие мелкие предметы (куколки, машинки, колокольчики, гайки и болтики, желуди, орехи, камешки, ракушки:).
Как играть? Вы даете ребенку мешочек, просите запустить в него руку и на ощупь угадать, что он нашел. Малыши в год-полтора, которые говорить еще не умеют, могут вынимать вам то, что попросите вы: "Найди мне мячик!" А дети постарше могут не только назвать найденное, но и рассказать, не вынимая предмет из мешочка, какая у него форма, размер, из чего он сделан. Например, про ложку можно сказать, что она холодная, гладкая, металлическая, длинненькая; мячик - резиновый, гладкий; грецкий орех - шершавый. Предмет достают и смотрят, верно ли все угадано. После этого - задачка посложнее: нужно найти второй такой же предмет. Эта игра нравится и шестилеткам.
В этих играх ребенку придется мобилизовать свое внимание.
Успеешь убежать? Мама (или старший из детей) вытягивает руку раскрытой ладонью вниз, а дети приставляют к ней пальчики. Мама произносит: "Папа, мама, жаба, цап!" Пока звучат первые слова, пальчики должны ждать, но когда прозвучит "Цап!", зевать не надо: мама сожмет ладонь в кулак и поймает тех, кто не успел убежать.
Внимание необходимо, когда приходится сменять одно движение на другое. Это только кажется, что переключиться вовремя очень легко.
Ладушки-ладушки,
кулачки-кулачки!
Ладушки-ладушки,
кулачки-кулачки!
(Пальцы сжимаются в кулачки и разжимаются.)
Спрятались ручки. (Руки прячутся за спину.)
Где они? Ищи!
(Руки возвращаются.)
А как можно изобразить жестами, например, солнце, камешки, заборчик? Солнце - раскрытая ладонь с растопыренными пальцами (лучики!), камешки - два кулачка, заборчик - две ладошки с сомкнутыми пальцами, выставленные одна рядом с другой. Этими жестами надо отзываться на слова-команды ведущего.
Ребенку нравится и самому командовать, и выполнять команды, и следить, правильно ли другие выполнили то, что он просил.
Так что если детей несколько, пусть они все успеют побыть ведущими.
В игру можно внести элемент шутки, когда ведущий говорит одно, а показывает другое.
Если дети умеют и любят считать, можно поиграть с ними в такую игру: кто-то один (установите очередь) называет число (от единицы до пяти или до десяти), а все остальные должны быстро показать нужное количество пальцев.
А вот игра "Угадай число" (с детьми помладше играют с числами до 20, а с теми, кто постарше, - и до 100). Ведущий задумывает число, а остальные пытаются его угадать, по очереди задавая вопросы. Например, задумано число 14.
Вопрос:
- 19?
- Меньше, - отвечает водящий.
- 5?
- Больше!
- 10?
- Больше!
И так до тех пор, пока кто-то не назовет задуманное число.
Даже с самыми маленькими можно поиграть в игру "Угадай мелодию".
А тех, кто уже хорошо говорит и у кого достаточно большой запас слов, займите игрой в вопросы и ответы. И вопросы эти пусть задает не только мама, но и дети - друг другу:
- У коровы - теленок, а у свинки - кто? А у овечки? А у собачки?
- Что бывает желтое?
- Что бывает съедобное?
- Что бывает мягкое?
- Что плавает?
Весьма занимательна игра в антонимы, которые детям проще всего объяснить как слова "наоборот".
- Маленький, а наоборот?
- Большой!
- Веселый, а наоборот?
- Грустный!
- Слабый, а наоборот?
Можно проверить, хорошо ли дети помнят дни недели:
- А какой день после четверга?
- Сегодня среда, а вчера был какой день?
- А позавчера?
Подобно этому можно попросить назвать месяцы: второй месяц весны, первый месяц осени или последний месяц лета.
Если дети уже знают буквы, то можно заняться с ними играми-загадками типа "С какой буквы начинается?". Когда вы увидите, что могут легко определять первую букву в слове, поиграйте с ними в "Цепочки".
Тот, кому пришла очередь отвечать, должен придумать слово, которое начиналось бы на последнюю букву слова, названного предыдущим играющим. Может получиться, например, такая цепочка:
Арбуз - зебра - акварель - лимон - нож - жаба - акробат - танк - копыто - окно - остров.
Потренируйте детей в умении определять на слух число слогов и букв в слове - это полезно и дошколятам, и ученикам младших классов.
Интересно проходит игра, в которой надо угадать букву, задуманную ведущим. Угадывают ее, называя разные слова и выясняя, есть ли в том или ином названном слове задуманная буква (и если есть, то сколько раз встречается). Положим, задумана буква О.
- Малина?
- Нет.
- Танк?
- Нет.
- Рот?
- Одна
- Рябина?
- Нет.
- Стол?
- Одна.
- Молоко?
- Три.
- О!
Здесь надо без ошибок повторить четыре названных слова и подобрать к ним обобщающее понятие.
Север, юг, запад, восток. (Стороны света.)
Стул, стол, табуретка, шкаф. (Мебель.)
Волк, заяц, медведь, лиса. (Лесные животные.)
Трамвай, троллейбус, автобус, метро. (Транспорт.)
Есть более сложная разновидность игры - надо повторить названные слова и решить, какое лишнее.
Самолет, грузовик, вертолет, ракета. (Лишнее - грузовик, он один не летает.)
Яблоко, груша, заяц, слива. (Лишнее - заяц, только он не фрукт.)