У малышей активно формируется речь, и обучение ведется обычно на основе формирования понятийного словаря. При этом обучение проходит в несколько этапов.
Этап 1. Знакомство с новым понятием.
Называется новое понятие. Показываем предмет. Даем его внешне рассмотреть, пощупать, потрогать, сравнить. Например: «Это – капуста. Какая она круглая, белая, тяжелая. Тяжелее мячика?»
Этап 2. Новое понятие много раз повторяется.
Ребенок привыкает к звучанию и к склонению этого слова (к применению его с другими словами).
«Где капуста на этой картинке? А здесь есть капуста? А здесь 3 качана капусты, давай посчитаем вместе: один, два, три. Какая капуста больше? А на какой капусте листочки зеленые?»
Этап 3. Исследование нового понятия.
Новое понятие даем попробовать на вкус, запах, свойства, применение, каждый раз называя новое свойство.
«У капусты много листиков. Они все прикреплены к корешку – его называют кочерыжка. Она вкусная. Вот только нужно почистить. Капуста хрустит, когда ее ломают и режут, едят. Она сочная, сладкая. Из нее готовят щи, салат, борщ. Можно и так кушать, только помоем сначала».
Этап 4. Природные связи нового понятия.
«Капуста растет в земле. Весной сажается в рыхлую землю маленькое семечко. Солнышко его греет, дождик поливает. Семечко растет, растет на грядке и осенью вырастает в большую капусту со множеством листиков. Ее срезают и приготовляют из нее разные вкусные блюда. Кроме нас, капусту очень любят зайцы, гусеницы, мыши».
Этап 5. Загадка про новое понятие.
Для развития ассоциативного мышления (умения по множеству качеств угадать понятие) детей учат разгадывать и составлять загадки.
Рассказав и показав все про капусту, родитель задает ребенку загадку: «Что такое: сто одежек и все без застежек?», потом предлагает самим придумать загадку: «Круглое, сочное, белое, тяжелое».
Этап 6. Рассказ о новом понятии.
Ребенка побуждают рассказать о новом понятии, помогая ему вопросами. Это обучает его видеть основное в каждом понятии, обучает связному высказыванию.
«Где вы сегодня были? – Ходили в огород. – Что там видели? – Видели грядки. – Что на грядках росло? – На грядках росла капуста. – А как выглядит капуста? Какая она на вкус? А как она растет? А что с капустой делают? А кто капусту любит? И т.д.
Этап 7. Игра с новым понятием.
Игра со сказкой, стихами, песнями.
Это обучает ребенка образно мыслить и фантазировать. Он играет в новое понятие и пластикой его изображает.
Песенка: «Вейся, вейся капустка». Сказка про вершки и корешки «Как мужик с медведем урожай делили».
Вот основные этапы, по которым ребенок обучается. Особой строгости в последовательности этих этапов ней. Их можно и совмещать и переставлять.
Эту же схему обучения можно использовать в обучении поделкам, аппликациям, рисунку, пластике.
Общая схема формирования двигательного навыка.
Обычно обучение двигательным навыкам и навыкам действия распределяют примерно так.
1. Рассказ и показ нового действия или движения.
2. Повторяют вскользь на фоне старого, хорошо знакомого действия.
3. Вновь повторяют занятие с показом и добавлением новых нюансов (не менее 3х раз)
4. Забывают про это на некоторое время и начинают обучение другим действиям.
5. Вновь возвращаются к действию, но уже на другом, более высоком уровне, на другом витке. Таких витков может быть в течение года 3-4.
Желаем успехов.