Чтобы понять, какие игры и занятия нужны малышу в таком возрасте, давайте подумаем, а каковы же его потребности и возможности?
Основная потребность малыша – двигаться: ходить, висеть, подниматься, ползать, заползать и переползать.
Я заметила, что в полтора года есть особое проявление потребности двигаться: желание подниматься и спускаться по ступенькам или наклонной поверхности. Хорошо, если на дворе теплое время года, и можно реализовать эту потребность на улице. А дома?
Наклонная поверхность из подручных средств: доска (от книжной полки) и свернутое одеяло. Одеяло кладут под доску, с одной стороны. Получается небольшая наклонная, к тому же безопасная поверхность. Лучше эту конструкцию расположить возле стены, чтобы малыш мог держаться за стену, при необходимости. Хорошо подвесить маленькие кольца или турничок, на высоте роста малыша.
А вот традиционная шведская стенка, ступеньки которой уходят под потолок, представляет опасность для малыша – не всегда он может сам слезть, когда залезет на небезопасную высоту.
Потребность прятаться и находиться: домик из картонной коробки (не палатка из ткани). Дело в том, что в этом возрасте малыши активно проживают отделение от мамы. Выглядит у них это так: малыш прячется и находится. Когда он прячется, он переживает небольшую тревогу, когда он видит маму или папу снова, он радуется. Для этих целей отлично подходит игровой домик, который вы легко сделаете из большой коробки. Важно, чтобы у малыша была возможность полностью спрятаться, то есть, когда вы будете вырезать окна и двери, они должны закрываться.
Почему не подходит палатка из ткани? Во-первых, она не дает возможности полностью закрыться. Во–вторых, у нее мягкие и полупрозрачные стены, создающие ощущение незащищенности. То есть, она не отвечает потребностям малышей от года до двух, но будет интересна в сюжетных играх трехлеток.
Еще одна потребность малышей этого периода: потребность в предсказуемости событий. Это когда малыш заранее знает о каком-то событии. Обычно такие события – это те, которые повторяются каждый день: прогулка, сон, купание. Предсказуемость событий дает малышу ощущение безопасности, уверенности, чувство опоры. Когда малыш заранее знает, что произойдет то или иное событие, он внутренне к нему готов. Что касается игрушек, предсказуемость событий выражается в том, что у малыша должно быть одно и то же место для игры. Лучше всего: одна – две низкие полки, на которых все игрушки видны.
Категорически не подходит мешок или большая коробка, где все игрушки просто свалены покатом. Почему? Во-первых, игрушки недоступны малышу. А когда он достает что-то, обычно высыпая все из коробки, он видит перед собой кучу. Это слишком много: человек не может одномоментно воспринимать более семи элементов. Когда их слишком много, срабатывает защитный механизм, и множество предметов воспринимается, как один объект.
Еще хорошо, если у малыша есть маленький низкий столик для занятий творчеством, и некоторые доступные материалы (карандаши, фломастеры, мелки, бумага разной фактуры). Другие материалы, такие как краски и пластилин, можно хранить в видимом, но недоступном для малыша месте. Чтобы он мог видеть их, и попросить, когда нужно. Красками и пластилином в этом возрасте лучше заниматься вместе со взрослым.
Что касается познавательной активности малыша, что у него остается огромный интерес к предметам взрослого мира и их взаимодействию. В то же время, ручки малыша становятся все более ловкими, и достает он до большего количества предметов. Итак, игра этого периода: «что куда влезет?»
Малышам интересно соотнесение размеров предметов. Обычногосортера малышу будет недостаточно. (Все же, если будете выбирать сортер, обратите внимание на тот, у которого простые формы отверстий: круг, квадрат и треугольник). Предлагаю вам несколько идей для того, чтобы помочь малышу реализовать потребность все во все засовывать.
Итак, первый вариант – разные стаканчики, которые вкладываются один в другой. Лучше деревянные (можно приобрести в интернет-мангазинах).
Второй вариант: пластиковая бутылка с широким горлышком. В нее можно засовывать: каштаны, маленькие клубочки, крупные бусины (под присмотром взрослых), соломку для коктейля, камешки и палочки. Дополнительный эффект: потом можно погреметь. Усложнение: закручиваем крышку и проделываем в ней небольшое отверстие для чего-то тонкого: соломинки, тонкие палочки. Это требует большей координации и развивает мелкую моторику.
Третий вариант: домашний сортер. Берете большую обувную коробку. Проделываете в ней разнообразные отверстия в форме круга – под ваши мячики, квадрата – под ваши кубики, большого круга – под крышки от банки, узкого небольшого отверстия – под палочки из-под мороженого, узкого длинного отверстия – под диски. Лучше укрепить края каждого отверстия скотчем, для более длительного использования. Готово!
Очень важно: игрушек в каждый момент времени не должно быть много. К классическим долгоиграющим игрушкам относятся: кубики(лучше деревянные), конструктор, природные материалы, одна- две мягкие игрушки, одна – две машины, кукла и коляска, музыкальные игрушки: маракасы, барабан, ксилофон, фигурки животных (лучше деревянные). Этот набор игрушек обеспечивает пространственное развитие малыша (кубики, конструктор), потребность в тактильных ощущениях (природные материалы, деревянные игрушки) и звуковых впечатлениях (музыкальные инструменты), развитие образного мышление и начало сюжетно-ролевой игры (кукла, машина, фигурки животных).
Хочу отметить, что важно присутствие куклы и машинок у девочек и у мальчиков. Играя с куклой, мальчик учится проявлять нежность и заботу, что важно в будущей жизни для полноценного ощущения отцовства. А девочка, играя с машинками, познает мир техники, свойства предметов.
И, напоследок: желание быть рядом с мамой и папой остается ведущей потребностью малыша. И именно от того, чувствует ли себя малыш уверенно и защищенно в этих отношениях зависит его гармоничное развитие.