Мама – путеводная звезда в мире ребенка. Мы говорили о том, что в возрасте четырех – пяти месяцев малыш впервые замечает свою отдельность от мамы. Когда же малыш начинает ползать, он продолжает исследовать эту тему.
В этот период хорошо заметно влияние на малыша двух противоположных систем: привязанности и исследования.
Система привязанности – это глубокая прочная эмоциональная связь с одним человеком. Она активно формируется в отношениях с мамой в первые три год жизни ребенка.
Система исследования – стремление познавать мир вне отношений с мамой, преодолевать преграды, активно воздействовать на мир.
Эти две системы существуют вместе, хотя они противоположны по направлению, они сообща действуют для развития ребенка. В системе привязанности малыш чувствует безопасность, тепло, поддержку. Система исследования – интересный окружающий мир, исследование своих возможностей, влияние на мир.
Хорошо заметно действие этих двух систем на примере ползания. Малыш отползает от мамы, при этом, знаете она об этом или нет, он всегда держит маму в поле своего внимания. Когда расстояние слишком велико, по мнению малыша, это может вызывать беспокойство. Вот почему важно предупреждать малыша о своих перемещениях, мягко расширяя расстояние между вами.
Когда обстановка безопасная, известная малышу, действие системы привязанности ослабевает, и малыш активно исследует мир вокруг. Если ситуация беспокоит малыша, скорее всего, он будет близко с мамой.