Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Статьи

  • Список тем link
  • Статьи о детях и родителях

    Психология мышления ребенка

    Мышление ребенка дважды в жизни ребенка претерпевает серьёзнейшие перемены.

    Первая перемена происходит в возрасте около года, вторая – около пяти – семи лет.

    Первая глобальная перемена: появление у малыша представления о постоянстве объекта. То есть малыш делает открытие, что объекты существуют, даже если он их не видит.

    Звучит просто? Потому как для нас это очевидно.

    А малыш девять – десять месяцев живет с представлением, что если он не видит что-то, то это не существует! А ведь это совершенно другой мир. И совершенно другой вариант мышления! Когда объект появляется в представлении ребенка (даже когда малыш его не видит) – это понимание ложится в основу образного мышления, развития речи (слова – то, что мы не видим, а подразумеваем), накопления информации о мире. Фактически, принять «постоянство объекта» - означает начало построения мышления по типу мышления взрослого. Важно отметить, что это открытие, про постоянство объекта, приходит к малышу не одномоментно. А в результате всех опытов и месяцев его жизни. И можно заметить, что уже в четыре-пять месяцев малыш может быть настойчив в поиске понравившейся игрушки. Но все-таки уверенно, глобально, и кстати, безвозвратно, он делает вывод о постоянстве объекта к своим десяти месяцам.

    Второе глобальное событие происходит где-то в возрасте пяти – семи лет. У мышления появляется критичность.

    До четырех-пяти лет мышление ребенка авторитарно. Это значит, ребенок мыслит, опираясь на авторитет. Обычно, это мама и папа, или человек, с которым ребенок проводит больше всего времени. Позже появляется авторитет садика. Говорят, что «ребенок все впитывает, как губка». Это про авторитарное мышление. У мальчика или девочки трех лет почти нет фильтра информации. Особенно той, которая исходит от значимых взрослых. Так вот, где-то к четырем, а то и к пяти годам, ребенок вдруг обнаруживает, что мама не знает всего. Или, что мама и папа говорят разное о разных вещах. Впервые замечает ребенок некоторую нестыковку (до этого он просто не был способен ее заметить).

    Что такое критичность мышления? Это способность отделить информацию от источника информации. И сделать свой вывод.

    У ребенка до четырех-пяти лет, что-то является правильным просто потому, что так сказала мама (авторитет). Чуть позже ребенок начинает понимать, что у каждого, оказывается, есть свое мнение. Оно может быть разным у разных людей.

    Пример. Моя дочка Полина, в четыре с половиной года, пришла из садика и сказала: Баловаться нельзя! Я возразила ей, мол, все дети – балуются. Она мне: «Нам воспитательница так сказала!» Я: «Воспитательница так сказала, потому что ей трудно справляться с вами, когда вы балуетесь». На этом разговор наш закончился. А через два дня Поля выдала: «Наша воспитательница не знает, что можно баловаться!»

    Так, потихоньку, начинает формироваться критическое мышление. Важно, что если к открытию про постоянство объекта приходят все дети, то критичность мышления нуждается в развитии и помощи со стороны авторитетов :). То есть у ребенка критичность все равно проявляется: и в первых почему, и в столкновении мнений, и в настаивании на своем (это первые весточки критического мышления).

    Многое зависит от реакции авторитетных людей – мамы и папы – на эти проявления.

    Итак, как помочь развитию критического мышления у ребенка (независимо от возраста)?

    • Дайте ребенку право иметь свое мнение. И уточните, в чем именно состоит его мнение. А как ты считаешь? (для малыша: а как ты хочешь?)

    • Разговаривая о важных вопросах, приводите примеры и других мнений, других реакций у людей в той же ситуации, других чувств. Например, Тебе нравится это, а мне – это.

    Эти рекомендации касаются детей старше трех – четырех лет.

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!