Михаил Федотов, автор сайта “Ранний старт", размышляет о том, почему не всегда эффективна система Глена Домана и почему мы так мало внимания уделяем развитию правого полушария мозга.
Я много лет занимался с детьми по системам Домана, и у меня было много моментов разочарования в этих беспрерывных показах карточек со словами, с красными точками, с тушканчиками и китайскими снегирями. И вот после многих нет недоумения, знакомство с системой образования, принятой во многих школах Тайваня и Японии, прояснило мне, наконец, смысл того, чем занимается Гленн Доман. Доман — подошел к делу как практик: он и его сотрудники поняли, что частый показ карточек с информацией может научить ребенка математике и чтению, может передать ему нескончаемый запас энциклопедических сведений. И вот эта практическая часть, из-за ее трудоемкости, вызывает у многих родителей разочарование, а суть занятий совсем не в получении конкретных сведений или даже в умении читать!
Что тренируем?
Когда мы тренируем бицепсы, то дело совсем не в том, сколько раз мы поднимем двух или пяти килограммовые гантели. Можно вместо гантелей поднимать кирпичи, или даже томики «Войны и мира». Суть в том, что мы тренируем мышцы рук, а в случае карточек Домана – мы тренируем мозг, а не обязательно выучиваем конкретные сведения о тушканчиках. Среди обязательных занятий в школах доктора Шичиды есть тренировка «глаз-мозг» по запоминанию ярких изображений. Я столкнулся с результатами такой тренировки, разрабатывая сайт по минералам. Альбанит, халцедон, эльбаит, сапфир, анальцим, везувианит, флюорит, марказит… — десятки нелепых названий и диковинных камней фантастических цветов. Но прежде чем я успел придти к выводу о бессмысленности такой учёбы, выяснилось, что дети запомнили наизусть десятки камней, и их зрительная память стала существенно лучше. И вот в школах доктора Шичиды студенты именно заняты запоминанием мгновенно демонстрируемых слайдов, правда, это делается в расслабленном состоянии, под подобранную музыку, но целью является в первую очередь тренировка ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА (американцы называют его для простоты правым мозгом). Можно назвать это и тренировкой образного мышления, но мы это сочетание слов «образное мышление» привыкли пропускать мимо ушей, не придавая ему особенного значения. А такая систематическая тренировка обязательно приведет к фантастическим результатам и в скорочтении, и в запоминании прочитанного, и в способности мгновенно совершать математические действия в уме, и в восприятии иностранных языков и в развитии интуиции. ЕДИНСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ - никакого принуждения ребенка! Принуждение сводит на нет все результаты.
Правая отдыхает?
Существуют разные уровни тренировки по запоминанию ярких изображений, они заключаются в попытке детьми воспроизвести в уме увиденную картину, постепенно эта картина разворачивается, но естественно, эта часть тренировки происходит с закрытыми глазами. Отдельно в 300-х школах д-ра Шичиды работают над тренировкой памяти. И это только элементы подхода к учебе, оснаванного на
обучении ПРАВОГО МОЗГА. Если представить себе ТРИАДЫ: ЛЕВЫЙ МОЗГ ответственнен за знание языка, логическое мышление и анализ, А ПРАВЫЙ МОЗГ- за воображение, зрительные образы и интуицию, ТО МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ВЕСЬ МИР ЗАНЯТ РАЗВИТИЕМ левой половины мозга ребенка, а правая не только «отдыхает», но и из-за неупотребления чахнет.
Самые важные 3 года
Нужно еще сказать, что представления ведущих мировых специалистов по развитию мозга за последние 20-30 лет существенно изменились. Раньше считалось, что развитие мозга определено генетически, сейчас на смену пришла увереность, что развитие мозга – это сочетание и опыта и генетического кода.
Существенно изменилось отношение к удельному весу в развитии мозга активности ребенка в первые три года жизни: раньше эти года не считались ключевыми. И дальше самое существенное открытие: РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЕНО ТЕМ, насколько в первые три года два полушария снабжаются перекрестной «сетью проводов». Неиспользованные соединения, которые исчисляются единицей с множеством нолей — исчезают. В три года таких временных связей несколько триллионов ( мне не постичь умом это число), но это в два раза больше, чем у взрослого человека! Отсутствие стимуляции мозга в первые месяцы и годы жизни приводит к необратимому снижению потенциала мозга. Это не значит, что после трех или тридцати трех лет с человеком не нужно заниматься, но эффект снижается в десятки раз! А главное, что развитие мозга идет скачками, а раньше бытовало мнение, что мозг усложняется постепенно в течение всей жизни. Книги доктора Шичиды существуют на английском языке, хорошо бы увидеть их когда-нибудь в русском переводе. Потому что, как поется в известной песне, что «мы делаем ракеты и перекрыли Енисей», но в обучении творческого полушария мы – увы — «не впереди планеты всей! Михаил Федотов