Есть много способов позитивного воздействия на ребёнка, при помощи которых достигаются разные воспитательные цели. Взрослые довольно часто пользуются ими, не всегда осознавая, какие результаты даёт тот или иной способ. Грамотное поощрение детей может делать чудеса — мотивировать их на нужные действия, усиливать позитивные качества, повышать уверенность в себе, помогать усваивать правила поведения в социуме.
В то же время, если выбрать несоответствующий ситуации способ поощрения или использовать постоянно лишь один из них, то можно получить результат прямо противоположный тому, который мы ожидали.
Это здорово. Мне нравится. Отлично. Замечательно. Великолепно. Я тобой доволен. Это хорошо. Ты меня порадовал. Классно выглядишь. Это по-нашему. Очень умно. Мне с тобой хорошо.
Давая позитивную оценку поступкам, действиям, высказанным мыслям, внешнему виду ребёнка, мы, по сути, говорим о своём состоянии, вызванном этими действиями и поступками. Любую позитивную оценку можно заменить фразой «мне нравится». В основе такой оценки всегда лежат наши представления о том, что такое хорошо. И если ребёнок соответствует этим представлениям, он получает соответствующую позитивную оценку. При этом акцент делается не на ребёнка и его действия, а на себя — мне хорошо. В этом случае мысли и поступки ребёнка, скорее, говорят о психологической карте мира человека, который высказывает или выказывает позитивную оценку.
Давая позитивную оценку, мы показываем ребёнку, как и чем он нас может порадовать, что в его поведении и мировоззрении доставляет нам удовольствие, какое его поведение является для нас комфортным. Она констатирует случившийся факт и дает возможность ребёнку выбирать: хочешь доставить удовольствие — поступай в следующий раз так же; хочешь досадить, навредничать или начать формировать новые отношения — веди себя по-другому.
Лучше позитивную оценку давать действиям ребёнка, когда он начинает какое-то новое для него дело. Это повысит в нём уверенность, придаст дополнительную энергию для продолжения действия вне зависимости от полученного промежуточного результата.
Минусы этого способа морального поощрения заключаются в том, что если его использовать часто и без поддержки другими способами, ребёнок может привыкнуть обращать внимание не на свои действия и их результаты, а лишь на то, как доставить удовольствие и радость партнёру по коммуникации — родителю, другу, начальнику, супругу. Из него может вырасти подхалим, лицемер или льстец, если он будет на первое место ставить свои интересы. Если же для него на первом месте будут стоять интересы других людей, то, скорее всего, это будет человек, не имеющий собственного мнения, с заниженной самооценкой.
Так и продолжай. Так держать. Отлично работаешь. У тебя классно получается. Ты верно мыслишь. Всегда бы так. Всё правильно делаешь.
Своё одобрение мы высказываем чаще тогда, когда нам нужно поддержать ребёнка в его начинаниях, дать понять, что, совершая определённые действия, он находится на правильном пути. Одобрение высказывается за действие, за процесс наработки умений. Когда человек совершает какое-то новое действие, особенно если это происходит не по его инициативе, а по просьбе кого-то, он иногда испытывает сомнения: правильно ли я делаю. Одобрение помогает развеять сомнения и всю энергию направить на действие, на достижение конечного или промежуточного результата.
После одобрения гораздо позитивнее воспринимаются советы, направленные на улучшение качества или эффективности действия. Когда действия одобрены в целом, совет и помощь, как правило, не отвергаются, а принимаются с радостью и благодарностью.
Есть, правда, минусы и у этого способа поощрения. Излишне частое использование одобрения без других способов морального поощрения может привести к тому, что у ребёнка понизится уверенность в себе, появится потребность за каждый свой шаг получать одобрение других людей, желание делать только то, что уже однажды получилось.
Это ты хорошо сделал. Молодец. Умничка. Ты великолепен. Какой ты красивый. У тебя это здорово получилось. Ты хороший. Ты - мое солнышко.
Обычно мы хвалим детей за результат, то есть за итог проделанных действий или совершённые позитивные с нашей точки зрения поступки. Похвала мотивирует ребёнка на повторение действия с целью достижения однажды полученного результата и поэтому способствует успешной наработке навыков.
Дети часто проявляют самостоятельность в действиях и инициативу. Помните старую песенку: «Мама, поцелуй меня и, конечно, Юрку. Посмотри, как мы постригли твою чернобурку». Наверное, у каждого в жизни не раз были ситуации, когда после определённых действий была уверенность в том, что его похвалят. Но на деле выходило совсем наоборот.
Когда четырёхлетний ребёнок нарезает из маминой золотистой блузки звёздочки, а потом приклеивает их на клей «Момент» к оконному стеклу, этим же клеем старается спящему дедушке при помощи срезанных у него усов прикрыть лысину, - он делает это не из вредности и хулиганских побуждений. Он хочет доставить радость маме, украсив комнату к её празднику, и помочь дедушке, который постоянно сетует на растущую на голове плешь.
Он ждёт похвалы, ведь он очень старался. А вместо этого получает скандал и наказание. Причем блузка от этого не превращается в новую, звёздочки сами не отлипают от стёкол, а у дедушки не вырастают моментально новые усы. Давайте разберёмся, что произошло.
Позитив:
1. Ребёнок научился пользоваться ножницами.
2. Он не поранил себя и дедушку.
3. Он выбрал самый красивый и подходящий материал для звёздочек.
4. Он научился пользоваться клеем и не переклеил все вещи в доме.
5. Он проявил заботу о маме и о дедушке.
6. Он умеет делать приятные сюрпризы, проявляя при этом самостоятельность и инициативу.
7. Он не потревожил дедушку во время сна, сделал всё очень аккуратно.
8. Он внимателен к тому, что говорят взрослые и помнит о том, что у мамы праздник, а у дедушки проблема.
9. Он всё сделал при помощи имеющихся подручных средств, не требуя финансовых вливаний.
10. Он дал повод маме купить себе обновку.
11. Он сделал невозможное — теперь дедушка сменит имидж и станет выглядеть моложе, а также перестанет ныть по поводу своих внешних недостатков. По крайней мере, при внуке.
12. Он создал ситуацию, когда мама и дедушка могут уделить ему внимание во время совместной работы по отдиранию звёздочек с окна и дедушкиных усов с лысины.
Негатив:
1. Испорчена блузка за $50.
2. Срезаны дедушкины усы.
3. Истрачено полтюбика клея «Момент».
За что наказывать ребёнка?! Надо похвалить его за 12, как минимум, пунктов позитива, а потом указать ему на 3 пункта негатива. Когда он выслушает, что хорошего и что плохого он сделал, скажите ему, как нужно было поступить правильно и какую радость бы это всем принесло. Тогда у него не пропадёт желание действовать, и он начнёт советоваться в похожих ситуациях, прежде чем предпринять какие-либо действия. Но резать одежду и отрезать волосы домочадцам он уже точно не будет.
Похвала направлена на завершённое действие, на результат. И очень важно, даже если результат не совсем тот, который планировался, всё равно похвалить ребёнка и найти позитив в его действиях.
Однако если постоянно хвалить ребёнка только за результат, у него может развиться безынициативность, неумение доводить начатое дело до конца. Начав действие и поняв, что планируемый результат или результат, которого от него ожидали, не будет достигнут, ребёнок, скорее всего, перестанет действовать и искать новые пути достижения цели.
На спортивных состязаниях есть участники, которые борются до конца, даже если они сильно отстают от лидера и находятся в положении аутсайдеров. А есть люди, которые, поняв, что не займут призового места, сходят с дистанции и отказываются от дальнейшей борьбы. Ведь уже всё равно их никто не похвалит.
Пожалуй, самый эффективный метод морального поощрения — комплимент. Комплимент — умение увидеть, заметить и назвать проявленные в действии качества или черты характера человека. Преимущества комплимента заключаются в том, что он, если сказан правильно, помогает усилить, наработать позитивные качества ребёнка, поскольку комплимент всегда направлен на личность. При общении мы используем разные виды комплиментов, но чаще всего три.
Комплимент, направленный на личность непосредственно — на проявленные черты характера, качества, навыки, умения.
— Сашенька, ты у меня такой самостоятельный — сам помыл посуду. Умеешь ты брать ответственность на себя и быть действенным.
— Игорёк, вчера ты позаботился о своей сестре, погулял с ней на улице. Ты очень добрый и ответственный.
— Смотри-ка, Коля, ты за 40 минут выучил все уроки. Умеешь ты начатое дело довести до конца. Какой ты у меня целеустремленный, основательный.
— Василёк, ты очень умный, сообразительный мальчик. Ты решил очень трудную задачу.
— Ах, Ириночка, как ты красиво и выразительно рассказываешь стихи. Ты такая творческая одухотворённая личность.
Комплименты этого вида всегда требуют проговаривания действий и поступков ребёнка, на основании которых взрослый может сделать вывод о наличии того или иного качества. Мы говорим комплимент и объясняем, на основании чего мы поощряем им ребёнка. Без этого комплимент становится «ненаполненным», он не акцентирует внимание на определённом качестве, не усиливает его и превращается, в лучшем случае, просто в похвалу, а в худшем — в лесть.
Комплимент, направленный на личность через внешность или принадлежащие ребёнку предметы.
- О, Мишаня, какая у тебя большая машина. Такой машиной может управлять только сильный и уверенный в себе мальчик.
- Ларисочка, как удачно ты подобрала колготки и туфельки своей кукле. Всё под цвет платьишка и глаз, ей подходит. Ты умеешь быть внимательной к себе и другим.
- Вовчик, какая у тебя красивая книжка. Новенькая, чистенькая. Значит, ты аккуратный и бережливый мальчик.
- Ого, Петь, какой у тебя калькулятор. Кнопок-то сколько разных. Видимо, ты умный и хорошо работаешь головой, раз у тебя такой многофункциональный прибор.
Мы часто замечаем новые или красивые вещи, которыми пользуются дети, и говорим им об этом, не делая акцента на самом ребёнке, на его качествах. «Наташенька, какое красивое у тебя платье», - а дальше что? Платье заметили, а Наташенька причем? Прическа, чистые руки, умение подобрать одежду из своего гардероба, ухоженные куклы, работающие машинки, чистые книжки, красивые камушки — все это возможность разглядеть личность ребёнка. Даже если где-то и присутствует участие взрослых, комплимент нужно сказать всё равно ребёнку.
Неправильно:
- Какую красивую футболочку купила тебе бабушка. Видно любит сильно тебя, да, Антон?
Правильно:
- Антоша, ты, видимо, очень сильно любишь свою бабушку, раз она купила тебе такую красивую футболку.
Комплимент, направленный на личность через чувства и ощущения, которые я испытываю при общении с тобой.
- Катюша, мне так с тобой спокойно и хорошо, ты всегда готова прийти мне на помощь.
- Серёжечка, рядом с тобой у меня появляется столько энергии. Мне кажется, вместе с тобой я могу горы свернуть.
- Лизонька, когда ты рядом, я чувствую, что мне все трудности и задачи по плечу.
Говоря о своих ощущениях, мы опосредованно говорим о качествах ребёнка. А это вселяет в него уверенность и усиливает даже малейшие проявления качеств, которые мы, не называя, лишь имеем в виду.
В комплименте мы называем позитивные качества, навыки и умения ребёнка. Они, в свою очередь, могут проявляться только в результате определенных действий и поступков. В соответствии с этим можно выделить четыре этапа комплиментов по материалам статьи "Этапы Комплиментов" Александра Ильинского).
Комплимент за желание действовать.
- Степан, ты хочешь записаться в секцию баскетбола? Значит, ты любишь себя — заботишься о своей форме и своём здоровье. Твой выбор говорит о том, что ты умеешь самостоятельно принимать решения и брать ответственность на себя.
- Кирилл, у тебя есть желание сходить завтра к бабушке? Это говорит о том, что ты заботливый и внимательный по отношению к другим.
Комплимент за желание действовать увеличивает у ребёнка энергию этого желания, повышает уверенность в себе, помогает утвердиться в правильности выбранного решения. Мы приучаем ребёнка хотеть и желать, и самому самостоятельно достигать своих желаний, не опасаясь, того, что какие-либо желания могут быть недостижимыми. Теперь ему будет гораздо проще сделать первый шаг и начать действовать.
- Как, Стёп, баскетбол? Ходил сегодня на первую тренировку? Умеешь ты достигать желаемого. Ты решительный, не отступаешь от своих слов. Появилось желание, захотел — сделал первый шаг.
- Ты куда собираешься, Кирилл? К бабушке поехал? Какой ты действенный и решительный. Твои слова не расходятся с делом, ты умеешь взять ответственность на себя.
Комплимент за начало действия усиливает действенность и решительность ребёнка, развивает инициативность, приучает к умению брать ответственность на себя. Подбадривая комплиментом его позитивные начинания, мы помогаем ребёнку без сомнений продолжать действовать, повышаем в нем уверенность, настраиваем его на продолжительность действия.
- Стёпушка, ты третий месяц ходишь в секцию баскетбола, не пропуская ни одного занятия. Какой ты действенный, настойчивый. Какой ты целеустремлённый.
- Кирюша, ты за этот месяц пятый раз едешь к бабушке. Какой ты постоянный, заботливый. Ты у меня очень активный, всё успеваешь.
Мытьё посуды, уборка в квартире, собирание игрушек, учёба в школе, уроки музыки - не всегда и не у всех детей вызывают радостные эмоции. Когда мы делаем акцент не на результат, а на само действие и качества, которые ребёнок нарабатывает в результате этих действий, мы наполняем его энергией желания продолжать действовать, а значит, продолжать развиваться. Понимая, что нам важен не столько результат, сколько само действие, ребёнок перестаёт волноваться и переживать за результат, он начинает получать удовольствие от самого процесса и, таким образом, без особых усилий достигает позитивного результата.
На детских тренингах программы «Школа успеха» мы почти не говорим об учёбе, но, как правило, успеваемость участников тренингов резко повышается. Мы учим детей ставить долгосрочные цели, а потом они сами расписывают путь достижения этих целей. Всегда в этом пути есть успешная учёба в школе. Когда дети это осознают, процесс обучения становится для них не самоцелью, а лишь одним из этапов, который нужно обязательно пройти, чтобы достичь своей мечты.
- Степан, какой ты у нас целеустремленный, какой основательный пацан. Год проходил в секцию, у тебя иногда не получалось, но ты продолжал ходить. И вот тебя пригласили в основной состав. Ты всего достигнешь, чего захочешь в жизни, когда всё будешь, как сейчас, доводить до логического завершения.
- Кирилл, какой ты основательный, как ты умеешь держать слово. Сказал, что будешь два раза в неделю до летних каникул ездить к бабушке, и ни разу не подвёл нас. Бабушка так растрогалась твоим вниманием и заботой, что решила подарить тебе в благодарность и в честь окончания учебного года велосипед. Ты умеешь доводить начатое дело до конца, ты очень основательный ребёнок.
И на этом этапе комплимента результат — не главное. Главное для ребёнка — уметь довести начатое дело до логического завершения. Но это решение должен принять сам ребёнок, а не родители. Задача взрослых через комплимент помочь ребёнку выполнить своё обещание, завершить дело, а если и получить результат, то совсем не обязательно тот, который планировался. «Мам, учительница сегодня задала нам написать строчку палочек. Они у меня кривые какие-то получаются. Дай мне листочек, я сначала пять строчек на черновике напишу, а потом в тетради». Даже если после пяти написанных строчек, когда рука у ребёнка устанет, и палочки будут получаться кривее, чем раньше, - разве его труд и усердие не заслуживают комплимента?
Комплимент — довольно простой и очень эффективный способ морального поощрения. И все же главная его ценность заключается в том, что при его помощи можно усилить и наработать у ребёнка качества, которые сделают его более целостной гармоничной личностью. В комплименте заключена огромная польза и для взрослого. Мы можем увидеть в человеке лишь те качества, которые присутствуют в нас самих. Помните, у детей есть пословица: «Кто как обзывается, тот так и называется»? Поэтому каждый комплимент — это, прежде всего, работа над собой. Замечая позитивные качества и изменения в другом человеке, мы и сами меняемся в лучшую сторону.
Комплимент — это первый шаг для наработки такого качества как любовь к себе, для формирования позитивного мышления. Он помогает стать более внимательным к окружающим людям и, в первую очередь, к своим близким и любимым людям. При помощи комплимента качественно улучшаются взаимоотношения с ребёнком, растут взаимная любовь и взаимопонимание.
Когда мы говорим комплименты, важно, чтобы они были направлены на разные качества ребёнка, помогали ему стать целостной гармоничной личностью. Если всё время акцентировать внимание на одном и том же качестве, можно превратить его в недостаток. Ведь недостаток — это любое качество, проявленное максимально. Стоит начать постоянно говорить ребёнку о том, какой он бережливый, как он умеет копить денежки, как он не раздаёт свои игрушки, как он всё ест сам — получится жадина. Если всё время восхищаться тем, как ребёнок классно придумывает разные весёлые истории, как интересно он фантазирует, как умеет рассказывать байки, ребёнок станет вралем и болтуном.
Комплимент, в отличие от одобрения и похвалы, нужен и важен не только тогда, когда нам нравятся действия ребёнка, но чаще тогда, когда мы заинтересованы в формировании и развитии его качеств, навыков, умений. Поэтому комплимент помогает стать более внимательным к другому человеку, заставляет задуматься о мотивации того или иного поступка человека, учит любить ближнего своего.
Награда является мощным мотивационным стимулом для дальнейшего развития и самосовершенствования ребёнка. Если все предыдущие виды поощрения направлены на собственно действие, то награда — это всегда поощрение за достигнутый в процессе деятельности планируемый результат или результат, превосходящий изначальные ожидания. Поэтому ни в коем случае нельзя награждать авансом, надеясь на будущие достижения.
Когда ребёнка награждают, навыки и умения, приобретённые им в результате деятельности, закрепляются гораздо быстрее. У него в последующем появляется желание делать то, что ему не очень нравится, если он знает, что достигнутый успех будет вознаграждён. Правда, здесь кроется и минус этого метода поощрения. Если каждый раз даже за несложные действия, дающие результат, награждать ребёнка, он очень скоро станет вымогателем и ничего не станет делать без обещания награды. Поэтому награда должна быть, во-первых, соответствующей полученному результату, а во-вторых, использоваться она должна чаще тогда, когда ребёнок освоил новый вид деятельности самостоятельно и по своему желанию, наработал или развил свои лучшие качества и получил при этом позитивный результат.
Наградой может быть по сути всё что угодно, всё, что на данный момент представляет ценность для ребёнка. Рассмотрим самые распространённые виды награды.
Материальное поощрение (деньги, игрушки, вкусняшки, одежда, подарки...)
Награждая ребёнка за результаты его труда, можно дать ему деньги, если у него есть желание что-либо приобрести, или часть денег для покупки чего-либо.
- Ты здорово поработал в этом учебном году, и мы с мамой решили выделить тебе дополнительно из семейного бюджета деньги на покупку цифрового фотоаппарата.
- Этой зимой ты достиг, на мой взгляд, отличных результатов в спорте, поэтому я с удовольствием кладу в твою копилку половину стоимости твоего скейтборда, о котором ты так мечтаешь.
В этом случае единственное жёсткое правило — деньги должны быть вложены именно в то, на что они выделены, поэтому сначала нужно на сто процентов убедиться в том, что ваши целевые вложения действительно будут желанной наградой для ребёнка.
Неправильно:
- Мы решили выделить тебе сто долларов на велосипед.
- Да зачем он мне нужен, давайте лучше мне плеер на эти деньги купим.
- Нет, мы решили — велосипед. Или ничего не получишь.
Правильно:
- Мы решили выделить тебе сто долларов. Куда бы ты хотел их вложить?
- Я очень хочу плеер с наушниками.
- Отлично. Тогда сегодня идем его покупать.
При награждении деньгами сумма должна соответствовать достигнутому результату. Если за успехи в учебном году дать 5 долларов, а за отличную отметку по рисованию дать 100 долларов, то вряд ли такая система поощрения будет работать.
Игрушки и любимые блюда, одежда и сувениры — всё может стать наградой, если представляет ценность для ребёнка прямо сейчас. Можно приурочить награду к какому-либо событию: дню рождения, окончанию учебного года, Новому году... Только очень важно, чтобы, во-первых, ребёнок точно знал, за что его награждают, и во-вторых, награда следовала сразу за полученным результатом.
Неправильно:
- Дети, сегодня у Кости день рождения. Помните, два месяца назад он в составе сборной школы стал чемпионом города по футболу? Так вот, мы дарим тебе, Костя, в честь этого мяч, а в честь дня рождения - плакат с известными футболистами.
Правильно:
- Дети, сегодня у Кости день рождения. Все вы знаете о его увлечении футболом. Помните, два месяца назад, когда он в составе сборной школы стал чемпионом города по футболу, мы дарили ему мяч? А сегодня в честь дня рождения мы дарим тебе плакат с известными футболистами.
При материальном поощрении выбор направления материальных затрат должен быть за ребёнком, либо нужно быть уверенным, что это поощрение действительно является для него наградой. В противном случае деньги пропадут зря, а иногда вместо награды могут превратиться в источник ссоры, обиды и разочарования.
Неправильно:
- Ты здорово помогла мне с ремонтом квартиры. За это выбирай: аквапарк или зоопарк?
- Если уж ты хочешь меня отблагодарить, тогда дискотека или боулинг.
- Нет, так не пойдёт. Ты выбирай из того, что я предложила, и пойдем вместе, или будешь сидеть дома.
Правильно:
- Ты всю неделю помогала мне с ремонтом квартиры. Я считаю, это заслуживает награды. Куда хочешь пойти в выходной — в аквапарк или в зоопарк?
- Мам, я уже выросла давно, я хочу пойти на дискотеку или в боулинг. Причем, с друзьями.
- Ну, что ж, ты это заслужила.
Не стоит в качестве материального поощрения давать детям деньги просто так: «На 100 рублей, купи себе что-нибудь». Особенно, если вы не уверены, что ребёнок уже сумеет грамотно и с пользой для себя распорядиться выданной суммой: «Что за ерунду ты напокупал, совсем тебе денег доверить нельзя».
Если вы хотите поощрить ребёнка игрушкой или новой одеждой, выбор опять же важно оставить за поощряемым, нужно указать только сумму (или полку), на которую он может рассчитывать:
- Танечка, мы хотим тебя наградить за твои успехи в музыкальной школе. Вот здесь блузочки в пределах 1000 рублей, - выбери себе любую.
- Никита, учительница сказала, что ты всю неделю был самым примерным мальчиком в школе. Ты получаешь от нас за это награду. Вот у меня 100 рублей. Выбери себе любые игрушки на эту сумму. Давай вместе посмотрим, что мы можем себе позволить на эти деньги.
Вложение средств в материальное поощрение детей может стать отличным стимулом для их личностного роста. Главное не переборщить и не жадничать — найти золотую середину при определении величины награды. Лучший способ для этого — посоветоваться с тем, кого вы собираетесь наградить:
- Гена, ты очень аккуратно весь учебный год обращался со своими школьными учебниками. Твоя бережливость и аккуратность заслуживают награды. Как ты считаешь, каким образом лучше достойно наградить тебя за эти замечательные качества?
Материальное поощрение, сделанное правильно, сделанное за достигнутый результат, за наработку качеств и навыков приучает ребёнка развиваться в личностном плане для получения всё большей награды. У него появляется желание максимально использовать свой потенциал. Он осознает, что награда дается только за определённые достижения, за внутренние позитивные изменения.
Наградой за достижение позитивных результатов и личностный рост ребёнка может стать исполнение его желания. Для этого совсем не обязательно быть волшебником, хотя для самого ребёнка сбывшаяся маленькая мечта может стать настоящим волшебством, показателем истинной любви к нему родителей, огромным стимулом в достижении новых позитивных результатов в работе над собой.
- Егор, ты отлично выполнил все просьбы и поручения, которые мы с мамой давали тебе на этой неделе. Что бы ты хотел получить за свою заботу о нас и помощь, которую ты нам оказал, пока мы были заняты?
- Андрюш, ты очень хорошо сделал, что помирился с воспитательницей и ребятами в своей группе. Ты научился договариваться и правильно строить отношения с людьми, которые тебя окружают. Я помню, ты очень хотел конструктор «Лего» на день рождения. Так вот, ты его обязательно получишь вместе с сюрпризом, который мы тебе приготовили.
- Анечка, когда ты просила купить тебе собаку, я, честно говоря, волновалась, что мне всё придется делать самой: кормить её, гулять, убирать... Я посмотрела, как ты два месяца подряд ухаживала за собакой тёти Ларисы, и теперь я уверена, что ты вполне готова взять ответственность на себя, проявить максимум заботы и внимания к своей собаке. Если у тебя ещё есть желание завести себе четвероногого друга, я возражать не буду.
Желая наградить ребёнка исполнением желания, не нужно изображать из себя золотую рыбку, типа - проси, что хочешь. Надо дать понять ребёнку, что его желание должно быть адекватно его достижению. Если ваше чадо научилось ездить на велосипеде своего друга, оно достойно велосипеда, и не больше. Когда мы исполняем по своей инициативе желания детей, важно показать не то, что мы всемогущи, а то, что мы ценим достижения и личностный рост нашего ребёнка. И в этом случае помним и исполняем его ранее озвученные желания и готовы выслушать и исполнить новые.
Когда мы грамотно награждаем детей исполнением их желаний, мы приучаем наших мальчишек и девчонок к тому, что практически всё в этой жизни достижимо, если меняться в лучшую сторону, если нарабатывать новый опыт и развивать новые качества.
Довольно часто взрослые во взаимоотношениях с детьми используют договор. Это замечательно, если условия договора выполняются обеими сторонами: «Если ты... то тогда я...». В этом случае выполнение условий договора со стороны взрослого может быть наградой для ребёнка, поскольку его усилия были направлены на достижение результата в ожидании обещанного. Для того чтобы этот вид поощрения стал действительно эффективным, необходимо тщательно продумывать и обговаривать условия договора заранее. И ещё: ни в коем случае ни на йоту нельзя отступать от договора — шаг влево, шаг вправо — и больше никто с вами договариваться не будет, либо не будет выполнять условия договора.
- Машенька, мы с тобой договаривались, что если ты в течение семестра не будешь приносить плохих отметок, мы покупаем тебе компьютер и все прибамбасы к нему на 1000 долларов. Мы так же с тобой договаривались, что каждая неудовлетворительная отметка будет сокращать сумму на 100 долларов. Семестр закончился, давай подводить итоги. Ты очень постаралась и значительно лучше стала учиться, и всё же три «неуда» у тебя есть. Готова получить комп за 700 долларов? Или выберешь суперигру — ты еще месяц учишься без «двоек» и «троек», и тогда мы покупаем тебе компьютер за 1200 долларов?
Неправильно:
- Я обещал тебе купить мобильник за 200 долларов, если ты закончишь учебный год «ударником». С учёбой-то ты справился на «ура», но маме совсем не помогаешь и не приходишь вовремя с улицы. Поэтому телефон я тебе решил не покупать.
Правильно:
- Я обещал тебе купить мобильник за 200 долларов, если ты закончишь учебный год «ударником». Ты молодец, завтра идем покупать телефон. Только ты маме совсем не помогаешь и не приходишь вовремя с улицы, поэтому обязательно надо включить эти пункты в наш следующий договор. Ты согласен?
Если что-то было обещано за выполнение определенных условий, это должно быть выполнено безусловно. Иначе мы приучим ребёнка к тому, что условия договора можно не выполнять или выполнять не в полном объеме.
- Если будешь плохо вести себя на уроках, не возьмем тебя летом с собой на юг.
Понятно, что на юг ребёнок поедет в любом случае, потому что и оставить-то его не с кем. Поэтому нависшая над ним угроза никак его не останавливает, и юг становится не наградой, а чем-то само собой разумеющимся. В условия договора лучше закладывать не только то, что получит ребёнок при его выполнения, но и то, что будет, если условия будут не выполнены или выполнены лишь частично.
Многократно усиливается эффект любого поощрения, когда оно происходит не с глазу на глаз, а при ком-то значимом для ребёнка: при членах семьи, при друзьях, при родственниках. Конечно, нужно обязательно поощрять и хвалить ребёнка наедине. Но особо значимые достижения желательно проговаривать в присутствии других людей, не стесняясь озвучивать их по нескольку раз.
- У нас тут Светланка в художественную школу поступила. Руководитель всё время её трудолюбие и творчество отмечает. Мы ей настоящий мольберт купили. Всем уже рассказали: и Степановым, и учительнице её в школе. Она теперь нам эстетический вкус прививает — советует, где что поставить и разместить, чтобы красивее стало, куда чего передвинуть. Передвижница практически. Эстет.
- Вы знаете, у нас Фёдора наградили в школе грамотой за достижения в спорте. А мы вот тоже решили поощрить: купили ему лыжи пластиковые. Дорого, конечно, но - заслужил. Упорным трудом и работой над собой. Давно ли кашлял всё время, а сейчас смотри: чемпион.
Когда мы награждаем ребёнка, важно помнить, что за одно и то же достижение дважды одинаково награждать не следует. Если он достиг позитивного результата и получил за это какую-либо награду, то при повторении полученного результата часто бывает достаточно комплимента и похвалы. Иначе мы приучим ребёнка многократно повторять одно и то же действие в ожидании всё новых и новых наград. Но жизнь - это не спорт, это путь развития и совершенствования. Поэтому лучше дать понять ребёнку, что новая награда его ожидает тогда, когда он освоит новый вид деятельности, разовьёт в себе новые качества.
Итак, есть множество способов поощрить, похвалить и наградить любимого ребёнка. Каждый из них эффективен тогда, когда он применяется в соответствии с действием и результатом этого действия — наработкой новых качеств, навыков и умений. Желательно, чтобы это стало не разовой акцией, а постоянным процессом. Чтобы ребёнок чувствовал внимание к себе, получал объективную оценку своего развития, личностного роста.
Мы все любим, когда нас заслуженно хвалят, мы ждем поощрения за инициативность, действенность, за выполнение обещаний, за успешно выполненную работу. У детей это ожидание обострено. Они учатся жизни и во многом определяют правильность своего развития по нашей реакции на их действия и поступки. Не стоит их разочаровывать и обманывать их надежды. Каждый день они открывают для себя мир: много действуют и много размышляют. Чем больше мы их поощряем, тем увереннее в себе они становятся, тем больше осознают наши внимание и любовь к ним, тем большего успеха достигают в жизни.
Автор Сергей Зыкин