Прежде чем ваш малыш скажет первые слова, он проходит довербальный (доречевой) период развития речи. Это период накопления информации, период обучения коммуникативным навыкам. Кстати, умение общаться, - умение гораздо более сложное, чем способность произносить много слов. Оказывается, малыш начинает обучаться навыкам общения буквально с первых минут жизни.
В довербальный (доречевой) период существуют пять ключевых направлений развития малыша:
— научите малыша сосредотачивать внимание и реагировать на речь окружающих;
— развивайте игровые умения;
— учите соблюдать очередность высказывания;
— развивайте умение имитировать;
— поощряйте использование умений общаться в повседневной жизни.
В первые два месяца взгляд малыша рассеян (он еще не умеет фокусировать взгляд на предмете). Самый интересный влекущий объект для ребенка — лицо взрослого человека. И хотя взгляд малыша кажется рассеянным, несосредоточенным, блуждающим, он рассматривает Вас с помощью периферического зрения. Итак, внимание малыша в возрасте одного—двух месяцев помогают приковывать: разные рожицы, гримасы, разные эмоции на лице взрослого; звучание мелодий с разным характером (когда мама поет).
С трех—четырех месяцев можно добавить пение гласных. Малышу будет интересно наблюдать, как у мамы губы то в трубочку свернутся, то приоткроются. Говорят, гласные звуки «живут» в теле, а согласные — в голове. Например, гласная «О» живет в животе и несет в себе смысл завершения, подведения итогов. Попробуйте сначала не петь «О», а просто позвучать ей на выдохе. Почувствуйте, как меняется состояние. Или, гласная «Ы». Она тоже живет в животе. Несет смысл укорененности, уверенности в себе. Можно использовать гласные по ситуации (если устали или не можете успокоить малыша): просто прислушайтесь к себе, какой гласный звук хочется пропеть — тело у нас мудрое, оно само подскажет. Таким образом мама показывает малышу, как можно гармонизировать свое состояние.
Начиная с шести месяцев, добавьте к этому игры языком и губами. Предлагаем Вам артикуляционную гимнастику с Хомяком Федулом.
Хомяк Федул щеки надул,
(набрать воздух в рот)
Хомяк Федул как ветер подул!
(набрать полный рот воздуха и медленно выдыхать)
Хомяк Федул к реке пошел,
(походить пальчиками по щечкам или животику малыша)
Хомяк Федул рыбку нашел!
(сжать губы, расслабить)
Хомяк Федул набрал в рот воды
(набрать воздух в рот)
Хомяк Федул туды - сюды.
(набрать воздух поочередно то за одну щеку, то за другую)
Хомяк Федул встретил ежа,
(вытягивать губы в «пятачок»)
Подумал еж: «Жизнь хороша!»
(растянуть рот до ушей, вернуть в исходное положение)
Хомяк Федул достал вдруг орех,
(делать языком уколы то в одну щеку, то в другую)
Еж говорит: «Пообедать не грех!»
(губами, вытянутыми в «пятачок» вращать в обе стороны)
Сорока на ветке разинула рот —
(из губ сделать клюв и открывать его)
Украла орех у ежа она. Вот!
(одну губу натянуть на другую)
Федул удивился!
(расслабить нижнюю челюсть так, чтобы она медленно опускалась)
Еж рассердился!
(достать нижней губой подбородок)
Хомяк Федул ежа рассмешил,
(верхнюю губу сдвинуть в правую сторону, нижнюю — в левую)
Хомяк ежа к себе пригласил.
(сделать ручками приглашающий жест)
Там кошка лакала свое молоко
(открыть немного рот и очень быстро выбрасывать язык вперед и втягивать его)
И, облизнувшись, сказала: «Еще!» (языком достать до кончика носа и подбородка).
Мой опыт с моей малышкой такой: когда я рассказывала Полинке про Федула с соответствующими движения, она не обращала внимания, как мне казалось. Я попробовала еще несколько раз и ... перестала. Каково же было мое удивление, когда через месяц, при показе разных животных, Полина ’’узнала’’ хомяка: надула щеки и засмеялась. Получается, что смысл артикуляционной гимнастики на первых порах — показать малышу в утрированном виде движения речевого аппарата. В дальнейшем (в нашем случае — к году) малыш сам начнет повторять движения губами: и весело, и полезно!
1. рассказывайте малышу о том, что Вы делаете в данный момент. Достаточно нескольких простых фраз (длинные предложения воспринимаются младенцем как одно длинное слово).
2. сопровождайте разговор прикосновениями и улыбкой. Телесный контакт дает малышу ощущение, что его любят. Прикосновение усиливает удовольствие от общения с Вами.
3. наклоняйтесь ближе лицу малыша, когда говорите с ним. Новорожденные малыши лучше сосредотачивают внимание на объектах в пределах 25-30 см от них. Интересна малышу игра в приближение — удаление, когда меняется интенсивность звука и изображения.
4. разрешите малышу прикасаться к Вашему лицу. Тактильные ощущения связываются со зрительными и слуховыми впечатлениями.
5. дайте время на ответ! Малышам часто нужно время, чтобы организоваться.
6. давайте возможность малышу предвосхитить то, что будет происходить. Например, протяните руки прежде, чем поднять малыша; покажите ложечку прежде, чем кормить. Малыш воспринимает мир ассоциативно, чем сильнее и понятнее ассоциации, тем легче малышу ориентироваться в мире, и тем больше энергии может расходоваться на развитие.
7. отвечайте на все звуки, которые произносит Ваш малыш, какими бы случайными или несвязными они ни казались. Вы как - будто говорите: «я слышу тебя и то, что ты говоришь — мне нравиться! Продолжай!» Малышу очень важна такая «обратная связь», которая к тому же формирует позитивную самооценку.
8. используйте одни и те же слова для обозначения одних и тех же действий.
Автор Дудченко Алина, детский психолог.