Существует множество теорий о пользе и вреде раннего обучения. С одной стороны, некоторые психологи утверждают, что если перенапрягать мозг ребенка логическими задачами, то происходит недоразвитие полушария, отвечающего за образное мышление и воображение. С другой стороны, есть энтузиасты, которые кладут буквы и слоги в кроватку годовалого ребенка, считая, что их ребенок от этого начнет раньше читать и его интеллект вырастет в разы. Очевидно, что родителям без специального образования трудно не запутаться в столь противоречивых теориях и выбрать верный подход к обучению своего ребенка.
Вполне естественно, что все папы и мамы хотят, чтобы их дети легко и свободно учились в школе и были конкурентоспособными во взрослой жизни. Как же помочь родителям отвлечься от теоретических дебатов и найти золотую середину?
Мы убедились, что если идти вслед за реальным развитием малыша, то нам удастся научить его читать и считать достаточно рано и с минимальными усилиями. Разумеется, для раннего обучения необходимы специально подобранные обучающие игры, которые помогут нам постепенно поднять уровень знаний и интерес к учебе.
Методы обучения тоже порой подвергаются спорам и критике. Например, бытуют теории, что лучше учить ребенка читать слогами и даже словами, не объясняя, как сливаются слоги. Однако этот метод требует большего усилия и от ребенка, и от родителей. Дети слишком много занимаются бесполезным заучиванием, отнимая время у других не менее важных занятий и игр, а в итоге в школе им все равно приходится переучиваться, так как русская грамматика основана на знании звуков и того, как они сливаются.
Попытаемся сформулировать основные принципы самого простого и доступного способа обучения:
1) Дети обучаются чтению в процессе игры.
2) Обучающий материал разбивается на минимально возможные части информации, которые ребенок сможет легко усвоить за 5-10 минут.
3) Обучение должно идти по спирали, то есть мы регулярно возвращаемся к пройденному материалу, но на более высоком уровне.
4) Строим обучение так, чтобы не было существенного разрыва между дошкольным и школьным способом подачи материала.
Двухлетний малыш без труда запоминает множество слов и выражений, и ему нетрудно выучить еще три десятка букв в течение нескольких месяцев. Важно только помнить, что для названия букв надо использовать соответствующие им звуки, чтобы ребенок позже не озадачивался почему «пэ — а» читается не «пэа», а «па». Например, букву «н» называем не «эн», а «нн», а букву «м» - не «эм», а «мм».
Сначала наш малыш не понимает, что такое буквы, и для чего они нужны. Если он видит букву рядом с определенной картинкой, то воспринимает ее, как дополнительное название изображения. Нередко он и сами буквы называет не «а», а «арбуз», не «б», а «белка». Однако со временем буквы в его представлении становятся самостоятельными предметами, и он начинает называть их соответствующими звуками.
Только читать малышу еще рановато. Большая часть «читающих» в этом возрасте малышей просто запоминает, как выглядят несколько десятков слов. Однако это не чтение, а запоминание изображений. Учиться читать этим детям придется все равно, но позже. Для чтения мозг у таких маленьких детей обычно не готов.
Мы уже прочитали немало педагогической литературы и в курсе, сколько важных вещей надо узнать, понять, прочувствовать и проиграть малышу до 3,5 лет, и отнимать у него в этом возрасте часы на обучение чтению совершенное расточительство.
Наша цель не наполнить головку малыша всеми знаниями сразу, а научить его учиться и выбирать нужные сведения из потока информации.
Изо дня в день мы наблюдаем за ребенком и тактично предлагаем ему все новые интересные занятия, и несущественно, что башенка слегка кривая, а карандаш оставляет на листе только абстрактные разводы и даже, что пластилин плохо отходит от ковра. Важнее, что ребенок занимается всем этим с радостью и увлечением, и мы стремимся беречь и развивать эти чувства.
В этом же возрасте ребенок осваивает львиную долю родного языка — основу всего будущего образования. Мы тоже стараемся помочь малышу научиться говорить красиво и грамотно, поэтому читаем ему детские стихи и сказки, задаем наводящие вопросы, и вместе пересказываем прочитанное. Самые увлекательные сказки мы превращаем в интересные ролевые игры, в которых ребенок, изображая поступки и чувства сказочных персонажей, начинает различать добро и зло, постигать свои и чужие чувства и исподволь учится ими управлять.
В дальнейшем подобные игры помогут заинтересовать ребенка и другими развивающими занятиями, в том числе чтением и счетом, но пока мы просто учимся играть и получать от этого удовольствие.
Первые буквы запомнить легко, затем времени на заучивание новых букв уходит все больше, а некоторые буквы почему-то совсем не хотят запоминаться. Это не должно нас беспокоить — времени у нас достаточно, а чтобы начать учиться читать, совершенно необязательно сначала знать все буквы.
Все дети разные, одни учатся быстрее, другие - медленнее, но темп обучения должен задавать ребенок, иначе мы рискуем вызвать у него отвращение к учебе.
Существует теория, что некоторые навыки, такие как умение читать, увеличивают в мозгу определенные области. Это можно сравнить с наращиванием мышц. Ведь неважно, в каком возрасте ребенок их накачивает, важнее каким упражнением. Поэтому и семилетний первоклассник, и четырехлетний малыш, по мере наращивания необходимых областей в мозгу, будут постепенно преодолевать те же сложности. Скорость их обучения, скорее всего, будет разная, но не всегда старший опережает младшего. От первого слога до того момента, когда ребенок начнет читать без малейшего затруднения, обычно проходит от года до двух лет.
С трех с половиной до четырех лет большинство малышей, при правильно организованном обучении, легко овладевает азами чтения, то есть чтением слов из одного-двух слогов. При этом на игровые уроки достаточно выделять по 5—10 минут в день четыре раза в неделю. Это оптимальное время для обучения без переутомления. Умение и желание ребенка учиться со временем возрастают, поэтому после четырех лет занятия можно постепенно увеличить до 15-20 минут в день.
В сценарии урока важно все: настроение, использование игрушек, картинок и поощрений, и, конечно, материал для чтения и его подача. Например, не стоит развешивать по комнате малыша слоги. Это чаще всего приводит к обратному эффекту: ребенок перестает их замечать. Другое дело — научиться читать слог (сначала лучше понятное слово из двух букв) и вместе повесить его на почетное место. Тогда слоги станут для ребенка не бессмысленным орнаментом, а понятным и нужным инструментом, и, глядя на него, малыш будет подсознательно вспоминать, как его читать. Позже, когда слогов станет много, лучше использовать удобные карточки с крупными буквами. Их легко хранить и доставать время от времени небольшими партиями, чтобы перечитывать и запоминать.
Малыш учится читать достаточно медленно и не стоит раньше времени перегружать его глаза мелким книжным шрифтом. Лучше иметь крупные пластмассовые или другие буквы не менее 1,5 см высотой. Позднее приобретаем или распечатываем с компьютера слоговые карточки с крупными буквами. Они послужат нам до той поры, когда ребенок научится бегло читать составленные из них небольшие слова.
Итак, разбиваем процесс чтения на небольшие простые части. Это сбережет время детям с большим, чем у других, желанием читать, и даст возможность легче обучить чтению ребят, склонных заниматься чем-то другим. Освоить каждый элемент чтения отдельно несложно, а в дальнейшем все навыки легко сольются в голове ребенка в общую картину, и малыш незаметно для себя научится читать.
Начнем с того, что разобьем слоги на несколько групп, в зависимости от сложности прочтения и количества букв. Например, в следующем порядке:
1 группа сложности (гласный звук, затем согласный):
ах, як, ...
2 группа сложности (согласный звук, затем гласный):
да, ля, ...
3 группа сложности (два согласных звука, затем гласный):
два, три, ...
4 группа сложности (больше двух согласных звуков в слоге):
круг, стриж, ...
Ребенку легче освоить чтение этих элементов, если изучать их последовательно, не переходя к следующему виду слогов, до тех пор, пока не будут усвоены более простые слоги.
Так как у детей часто не хватает внимания на то, чтобы как следует прочесть слово до конца, то полезно поупражняться читать окончания слов, согласные с мягким знаком и другие затрудняющие ребенка сочетания букв отдельно.
Количество слогов в словах также увеличиваем постепенно. Ребенок может легко читать слова из двух простых слогов, но слова из трех и более слогов могут быть ему еще не по силам. Слоги, в которых много согласных букв, также лучше отрабатывать по отдельности. Каждое усложнение слов или предложений обычно требует дополнительного времени на привыкание и осмысление. Кроме того, ребенку нужно время привыкнуть и к самим необычным для него занятиям. Чем меньше мы будем торопить ребенка, тем охотнее он будет учиться читать и проявлять иные творческие способности.
«Оленька живет в игре и сказке. С утра она Буратино, а через час уже Кристофер Робин, поэтому чтобы приблизить занятия чтением к ее миру, я рассказываю ей сказочный «сериал», герои которого тоже учатся читать. У них те же интересы и затруднения, что и у Оленьки, и кроме этого, они часто попадают в необычные сказочные истории. Темы сказок сами рождаются на наших занятиях, мне же остается их слегка доработать и рассказать. Сколько раз, когда я не находила слов, чтобы объяснить что-то такому маленькому ребенку, я просто рассказывала, как научились этому герои наших историй и Оленька, подражая своим любимцам, вникала в самую суть».
Дети гораздо умнее, чем мы думаем, но нередко они просто не желают разбираться в скучных заданиях, однако стоит оживить задание сказкой или игрой и малыш поражает нас своей сообразительностью.
«Раньше, когда Оленька ошибалась, то расстраивалась и ни за что не хотела повторять слова по нескольку раз, чтобы исправить ошибку. Мне долго никак не удавалось ей объяснить, что повторение никак не умаляет ее достоинства. Наконец, я придумала сказку, в которой такая же девочка как Оленька стала сказочной принцессой именно потому, что не стеснялась исправлять свои ошибки. Сказка Оленьке очень понравилась. С тех пор достаточно было вспомнить, что Оленька тоже девочка-принцесса, и упрямое выражение тут же исчезало с ее лица».
Сказки помогают смягчать не только учебные, но и психологические проблемы обучения. Не стоит лишь противопоставлять хорошего сказочного ребенка или слоненка нашему маленькому ученику. Наш ребенок вне конкуренции.
Итак, начнем с классических букв «А» и «У».
Вначале их надо как следует запомнить. Для этого будем их рисовать, лепить, выкладывать из палочек и показывать всем интересующимся родственникам.
Параллельно рассказываем ребенку сказку про слова «ау» и «уа». В моей книге «Куда пропали буквы?» есть такая сказка, но ее нетрудно придумать и самим. Малышу можно рассказать сказку и в упрощенном варианте, не стесняясь заменять детали и даже персонажей. Например, рассказывая эту сказку мальчику, можно заменить девочку Машу на мальчика Пашу и сделать его немного агрессивнее, а для девочки, можно поподробнее описать, во что была одета Машенька. Главное, чтобы ребенку понравилась эта история, и ему захотелось понять, как сливаются буквы. «а» и «у». В следующий раз, повторив сказку, можно разыграть ее вместе с ребенком. В процессе игры взрослый выкладывает требуемые буквы и, то медленно, то быстро-быстро произносит или поёт: « А-у, а-у». Взрослый предлагает ребенку послушать, что же выходит, затем делает паузу, и если малыш еще не готов ответить, сам подсказывает ответ, демонстрируя свою радость от прочтения: «Ау»!
Буквы, конечно, нужно выкладывать на столе перед ребенком, но главный акцент делается на слух.
То же со словом «уа».
Если ребенок безошибочно «читает» эти слова на слух, значит он почувствовал, как сливаются эти буквы. Не забудьте выразить свое восхищение трудолюбием ребенка, даже если не получается, обязательно скажите:
- Молодец! Почти получилось!
Если кто-то забыл, напоминаю, что «ау» - это не слог, а два слога.
Теперь, когда ребенок услышал и почувствовал, как сливаются эти буквы, он может учиться читать эти слова бегло, и перейти к слогам, начинающимся с гласных: «ох» и «ах».
Намеренно подбираем такие слоги, которые являются и словами. Они понятнее детям и их легче обыгрывать. Кроме того, это с самого начала приучает детей стараться понимать, что они читают.
Труднее понять, как сливаются слоги, в которых вначале стоит согласная, а затем гласная. Их нужно долго петь и проговаривать на все лады и сравнивать похожие по звучанию слоги:
- Послушай, как интересно! Мы меняем только одну букву, а слоги начинают звучать так по-разному.
Выбираем одну согласную и три гласных, например «н», «а», «о», «у», и пока ребенок не услышит и не поймет, как сливаются эти слоги, мы с ним дальше не продвигаемся. Однако, чтобы ребенку не наскучило нужно использовать как можно больше разных игр и сказок.
«Даша никак не могла понять, как сливаются слоги. Я видела, что ее глазки на последних занятиях стали грустнеть и блуждать по сторонам, и мне ничего не оставалось как прийти к выводу, что дочь еще мала для этих дел. Тут Даша попросила поставить свою любимую музыкальную сказку «Волк и семеро козлят на новый лад».
— Давай научим волка и козлят петь слоги, - неожиданно для себя самой предложила я.
Идея Дашу вдохновила. Мы вместе вылепили из пластилина волка и козу с козлятами, а на следующий день начали их учить. Даша показывала буквы и пела слоги, каждому козленку по очереди, а я ее потихоньку поправляла. Даша играла и не замечала ни времени, ни того, как у нее получается, и после очередного козленка у нее в головке что-то, наконец, защелкнулось, и она перестала ошибаться».
Ребенку часто легче сохранить внимание и понять что-то новое, когда не его учат, а он сам кому-то объясняет или играет в то, что объясняет.
Когда ребенок почувствует, как сливаются звуки, он перестанет ошибаться, читая любой из этих трех слогов. Если у нас не хватит терпения дождаться этого момента, и мы начнем предлагать малышу читать все новые и новые слоги, то возникает нешуточная угроза того, что ребенок совсем запутается и перестанет вовсе что-то понимать. В таких случаях дети часто решительно отказываются читать, или еще долго не могут понять, как сложить слог.
После того, как малыш хорошо понял, как сливаются эти три слога, он на удивление быстро начинает читать и остальные. Большинство детей обучаются этому за неделю или две. Однако читать слова еще рано. Сначала нужно отработать необходимую беглость в чтении слогов разной сложности.
Первое правило, которого мы должны придерживаться - все уроки должны быть игровыми. Однако, чем меньше ребенок, тем охотнее он играет в одни и те же полюбившиеся ему игры, поэтому большинство обучающих игр можно периодически повторять или немного видоизменять и использовать на новой ступени.
Еще одна особенность детского восприятия: малыши часто предпочитают отвечать на вопросы не за себя, а за своего медвежонка или зайчика. Дети вообще лучше чувствуют себя, когда занятие выглядит не уроком, а обычной ролевой игрой. Однако баловаться, шутить или поторапливать ребенка в середине чтения слова не рекомендуется, так как ребенок не может, например, смеяться и одновременно слышать, как буквы сливаются в слог, а слоги в слово. Лучше обыгрывать результат:
- Ах, какое интересное слово ты прочитал, а теперь прочти и это смешное слово. Думаю, оно тебе понравится!
Любые детские игры можно немного видоизменить и применить для обучения чтению. Я уже описала много таких игр, но на ходу всплывают все новые приемы.
Например, бросаем ребенку мяч и произносим:
- М — а.
Ребенок ловит мяч и, только ответив «ма», может бросать его назад.
Для тренировки беглого чтения слогов хорошо работает игра со сменой ролей.
- Где слог «ма»? - спрашивает ребенок у взрослого.
Взрослый теперь только отвечает, да еще иногда ошибается.
Малышу, чтобы проконтролировать своего «ученика» придется сначала самому найти и прочитать этот слог на карточке со слогами.
Следующее упражнение:
- Какая буква прячется после «м» в слоге «ма».
Раз прячется, то это интересно и стоит поискать. Ребенок с удовольствием тянет слог и прислушивается:
- Мааа.
«Оленька твердые слоги читает бегло, а мягкие никак сразу не получаются. То только вторую букву произносит, то наоборот первую. И еще она с трудом перестраивается, если первый слог был с буквой "у", а второй с буквой "о", она может и второй слог с "у" прочитать».
Дети часто не могут прочесть слог или слово, потому что не умеют видеть весь слог или все слово сразу. И здесь нам снова поможет наша любимая игра с исчезновением предметов.
Показываем ребенку слог на несколько секунд и несколько раз повторяем по мере надобности следующие инструкции:
- Запомни, пожалуйста, все буквы. Читать их не надо. Надо запомнить какая буква лежит первой, а какая за ней. Нет, вслух ничего не говори, только смотри и запоминай.
Затем прикрыв слог рукой или листком бумаги, просим ребенка вспомнить спрятанные буквы.
Через какое-то время усложняем игру и просим сначала вспомнить буквы, а потом прочесть их по памяти.
Когда ребенок будет готов к чтению слов, то в эту игру можно будет поиграть снова, но на этот раз, поменяв буквы на слоги.
Чем труднее дело, тем веселее его надо делать. Например, можно подобрать забавные слова для чтения или использовать любимый детьми юмор абсурда.
- Прочти, что мы сегодня будем есть на ужин, - предлагаем мы малышу и выкладываем вперемешку слова, обозначающие съедобные и несъедобные предметы.
Ребенок, читает:
- Хлеб, масло, сыр, - и вдруг неожиданно прочитывает, - мыло, - и начинает смеяться.
Детям очень нравится читать имена своих друзей и знакомых. Можно еще немного обыграть упражнение и, например, сказать:
- Угадаешь, чье имя я выложила? Ну-ка прочти!
Вот еще одна игра, которая поможет ребенку услышать, из каких букв состоит слово.
- Здесь было слово «репка», а безобразник Бармалей его разрушил! — говорю я, - попробуй его сложить снова.
Для того, чтобы сложить слово, ребенку придется постараться услышать все буквы и ничего не перепутать, а это уже труднее, чем просто прочесть слово, но победа над Бармалеем и мамина радость того стоят.
«Оленька давно легко читала слова из четырех — пяти букв, но больше пяти - шести слов читать не хотела. Однако я заметила, что ей очень нравится играть в слоговое лото. Тогда я сделала для нее лото со словами из четырех букв, в основном с именами знакомых ребят. Затем мы стали придумывать к игре интересные сюжеты. Вот один из них.
- Посмотри, Оленька! Это трехэтажный домик с окошками. В нем живут маленькие детки. Давай прочтем карточки и найдем, кто, где живет.
В первый же раз Оленька прочла 24 слова на двух карточках. Пришлось делать лото и со словами из пяти-шести букв».
Дети обычно очень любят различные лото. Например, они с удовольствием читают слова на двухсторонних карточках. На одной стороне слово, а на другой его изображение. Малыши неизменно радуются, когда прочитав название предмета, переворачивают карточку и видят, что «угадали». Это упражнение также помогает ребенку понять смысл слова, которое он читает.
Чтение слов с мягким и твердым знаком тоже можно обыграть. Покажем, как исчезновение этих, не имеющих собственного звучания букв из слова, приводит к изменению этого слова, и оно становится смешным или непонятным, например: путь - пут, льёт — лёт или съел — сел. Снова смех помогает малышу запомнить, как правильно читать такие слова.
Как известно, в русском языке не все звуки совпадают с буквами, но дошкольнику трудно в этом разобраться. Однако наш ребенок научился говорить, не зная никаких принципов фонетики, просто подражая произношению окружающих, и точно так же он может научиться читать. Ребенок просто верит нам на слово и затем привыкает, что, например, слово «оса» начинается с буквы «о». Верит, хоть и часто с трудом, что «жи» и «ши» пишутся с «и», а читаются с «ы».
В школе, когда мозг нашего малыша дозреет, он без труда сможет понять, чем, например, отличаются йотированные гласные от остальных, но научиться различать гласные и согласные, знать, что такое слоги и ударения все-таки необходимо. Иначе ребенок не сможет читать длинные слова и тексты.
Вспомним, например, школьное определение: «Гласные звуки поются и легко проходят через рот, не встречая препятствий». Теперь покажем ребенку в зеркале, как по-разному ведут себя губы и язык, произнося эти звуки. Продемонстрируем, что само название гласных звуков говорит о том, что произношение их требует голоса:
- Попробуй спеть «а».
- Теперь спой «ш». Какой звук поется, а какой нет?
Однако чтобы ребенку было проще их узнавать при чтении, со временем нужно просто запомнить все десять гласных звуков. Для этого снова можно придумать сказку-игру про десять букв, которые подружились между собой.
Нужно настойчиво объяснять ребенку, что в слове столько слогов, сколько в нём гласных, а согласных может быть и много, и ни одной. Ведь то, что для нас очевидно, ребенок возможно не понимает. Можно снова оживить занятия, сказав ребенку, что слоги спрятались, и он должен их найти. Научившись считать слоги в написанном слове, ребенок легко научится пересчитывать слоги на слух. Ведь это очень интересно, когда движения подбородка помогают подсчитывать слоги.
- Сколько раз ударил подбородок по твоей руке, пока ты проговаривал слово? Два? Молодец! Правильно посчитал. Теперь ты знаешь, что в этом слове два слога!
Изучение слогов и ударений требует большей эмоциональности. Предложите ребенку произнести слово с радостью и восторгом, и он скорее услышит и сколько в слове слогов, и на какой слог падает ударение.
После того как ребенок узнал, что такое слоги, мы начинаем учить его правильно читать слова, предварительно не разделенные черточками на слоги.
«Я выложила из букв два слова «оса» и «утка».
- Посмотри! — обратилась я к Оленьке, если слово начинается на гласную, то она ищет, не поделится ли следующий слог с ней согласной.
Затем я беру буквы и снова составляю слово «оса» и от их имени разыгрываю мини-спектакль.
- Поделись со мной, пожалуйста. Одолжи мне согласную «с», - просит буква «о»
- Нет, не дам. Она у меня только одна. Мне она самой больше нужна, - отвечает «а».
- Ладно, тогда меня одну читать будут! — гордо говорит буква «о».
- Если перед второй в слове гласной стоит только одна согласная, то вторая гласная забирает ее себе, - поясняю я для порядка, так как знаю, что Оленька слышит только сказки, а объяснения пропускает мимо ушей, - а первая гласная остается одна, и в первом слоге оказывается только одна буква. Например, так «о-са».
Я вижу, что взгляд Оленьки уходит в сторону, и на ходу «очеловечиваю» буквы:
- В слове «утка» две согласные между первой и второй гласной, видишь? Поэтому вторая гласная «а» в этом слове добрая и поделилась с гласной «у»: «ут-ка».
- Расскажи еще раз эту сказку про жадные и добрые согласные, - просит Оленька.
Я рассказываю ей эту сказку еще несколько раз, и мы начинаем в нее играть. Я выкладываю слово «ушко». Мы договариваемся, что гласную «у» играет Оленька, а вторую гласную «о» — я.
- О, поделись со мной, пожалуйста. Дай мне согласную «ш», - просит Оленька за букву «у».
- Бери, мне не жалко, у меня их две, - отвечаю я за «о».
- Спасибо! Теперь у меня слог «уш» получился, - благодарит Оленька.
- А у меня — «ко».
- Ушко! — радуется Оленька.
В следующем слове мы меняемся ролями.
Благодаря удачной игре, я теперь только иногда напоминаю Оленьке:
- Посмотри, перед второй гласной осталась одна согласная. Станет она делиться с первой?».
Это наблюдение во второй его части не совсем точное. Есть слова, в которых много согласных между двумя первыми гласными, но первый слог все равно состоит из одной гласной, однако, эта игра-сказка научит ребенка обращать внимание на состав слова и со временем автоматически проверять «поделится» ли второй слог согласными с первым. Ребенку же легче понять нереальный сказочный сюжет, чем сухие правила, поэтому в каждом новом правиле мы ищем крупицы сказки.
Так со ступеньки на ступеньку, и вдруг наступает легкость. Пора читать первые предложения, а затем и маленькие рассказики. Однако не стоит торопиться. Если материал для чтения окажется слишком сложным, то может надолго отпугнуть ребенка от дальнейшей работы. Первые тексты для чтения составляются из самых простых слов, чтобы ребенку было легче удерживать их в голове, и он быстрее поверил в свои силы.
Необходимо постоянно наблюдать за ребенком, стараясь понять, какие места ему особенно не даются. Например, многие дети с трудом читают длинные окончания. Можно их выписать и почитать отдельно.
Нередко ребенок, уже умеющий читать предложения, постоянно ошибается, не дочитывает слова до конца или плохо понимает, что читает. В таких случаях, как обычно, нужно возвратиться на несколько шагов назад и снова, но на более высоком уровне, отработать чтение слов, и только после этого заново приступить к чтению небольших предложений.
Пока ребенок пропускает буквы и слоги или плохо понимает, что читает, слова в предложениях надо прочитывать медленно, даже чуть нараспев, так чтобы был хорошо слышен каждый слог. Лишь когда ошибки станут редкостью, можно начать увеличивать скорость чтения.
До пяти лет лучше читать не больше 10-15 минут за одно занятие, если у ребенка не появился собственный интерес к чтению. Но и в последнем случае не стоит перегружать глаза. Перед школой можно читать минут по 20-25. Если ребенок начинает делать больше ошибок, чем обычно, то это означает, что он устал и пора прекратить занятия.
Полезно как можно раньше учиться читать с выражением. Это помогает глубже понять прочитанное и улучшает грамотность.
Если ребенок хорошо читает вслух, то ему полезно научиться читать и про себя, так как про себя человек читает быстрее. Однако, если ребенок вслух читает с ошибками, то даже в среднем школьном возрасте ему необходимо побольше читать вслух.
Как видим, научить ребенка читать может каждый. Всего лишь нужно научиться чувствовать то, что чувствует и понимает или не понимает наш малыш.
Автор статьи Эмма Птицына.