Родитель постоянно транслирует ребенку свои ожидания. Для ребенка соответствовать ожиданиям родителя жизненно необходимо, так как это обеспечивает его выживание. У установок существует сознательная часть и бессознательная. К сознательной части относятся социально принятые установки, например, «будь умным, добрым, хорошим», «мальчики не плачут» или установки, принятые в семье «злится нельзя», «в нашей семье все врачи». Важно понимать, что установки родителей — это своеобразная система координат для ребенка.
Они дают информацию, что желательно делать, как проявлять свои чувства, как общаться с другими людьми, как достигать желаемого, каким быть, чтобы тебя принимали. Именно поэтому так важно осознавать бессознательную часть установок.
Предлагаю вам поисследовать свои установки в отношении детей.
В семейном кругу можно обсудить, каким видят вашего ребенка ваши родные и вы. Представьте вашего малыша через год или даже несколько лет. Затем запишите сказанное.
Или напишите сочинение на тему: «Мой малыш в первом классе /в десять лет, в двадцать лет/».
Собранный материал отражает ваши установки в отношении ребенка. Замечено, что чем более конкретные, четкие пожелания высказывают близкие, особенно папа и мама, тем труднее с этим малышу. Так как малышу приходится тратить огромное количество энергии для того, чтобы соответствовать желаемому. Особенно трудно в такой ситуации «слышать себя», понимать свой путь, являться тем, кем ты являешься. Также установки родителей учат ребенка условности любви. В идеале сознательной установкой родителей может быть такая:
«Мы очень рады, что ты у нас есть! Ты — свободен! Ты нам интересен в любых своих проявлениях! Ты родился, чтобы найти свой путь. Какое-то время понадобится тебе, чтобы собрать информацию о мире, в который ты попал. Мы будем помогать тебе, по мере необходимости. Затем ты пойдешь своим путем, тем путем, который сам выберешь. Тем путем, который более всего соответствует твоей природе, твоему пониманию счастья».
Таким образом, ребенку даруется свобода, да и родителю тоже.
Выберите любой предмет в комнате, в которой вы находитесь, который похож на вашего ребенка. Опишите этот предмет с помощью 10 предложений, от первого лица. Запишите описание. На некоторое время отложите описание, это поможет немного абстрагироваться от написанного.
Анализ текста.
— Когда вы читаете описание предмета, какие чувства это у вас вызывает? Чувства при описании обычно показывают общий эмоциональный фон, который взрослый «посылает» своему ребенку.
— Соответствует ли пол ребенка полу предмета? Если нет, то у родителя есть ожидания ребенка другого пола. Важно понимать, что речь идет о бессознательном ожидании, не осознаваемом родителем!
— Какие слова в тесте привлекают внимание, «цепляют»? Такие слова можно рассмотреть отдельно от всего текста, выделить.
— Не похоже ли описание качеств предмета на качества кого-то из родных? Если «да», то существует ожидание, что ребенок будет как папа, или как бабушка.
— Есть ли в описании упоминание о разных сторонах характера ребенка, а не только позитивных, одобряемых взрослыми?
— Соответствует ли общее ощущение от описания общему ощущению от ребенка? Например, ребенок — плотный, приземистый, а описывают предмет как легкий, невесомый.
Приведу пример.
Описание предмета. Вот как я описала свою полуторагодовалую девочку.
«Я — игрушка Дик, я мягкий и серьезный. Я люблю со всеми обниматься. Я хочу вырасти, но не могу, потому что я — игрушка. Я люблю людей, но меня не все замечают. Люди думают, что я ничего не понимаю, а я понимаю очень многое, даже самому становится страшно. Я легкий. Мне нравятся другие игрушки».
Чувства, которые появляются при чтении текста — грусть. Часто встречается в тексте «но». Как будто малышка не реализуется так, как мама хотела бы.
Важно, что пол описываемого предмета — мужской, в то время как описывается девочка. То есть, у меня существует неосознаваемая установка на мальчика. Действительно, всю первую половину беременности я ждала мальчика и, возможно, ожидание осталось. Хотя на сознательном уровне я перестроилась давно и радуюсь, что у меня именно девочка, бессознательно посылаю сигнал «жаль, что ты не мальчик». Эту установку очень важно осознать, так как ребенок может постоянно чувствовать, что разочаровывает родителей и невозможно изменить причину такой разочарованности.
Из теста для меня выделяются такие слова: «я — игрушка», «становится страшно», «легкий». Когда я думала над этими словами, то предположила, что у меня существуют собственнические чувства в отношении дочки. Которые могут мешать ей расти. Это очень важно понять.
В то же время в этом описании присутствуют разные качества характера, что дает ребенку разрешение на разные проявления.
Так, в первом приближении, может выглядеть анализ текста.
Еще можно прочитать такой текст близким людям, и спросить их отклик.
Желаю удачи в исследовании себя!
Автор Дудченко Алина, детский психолог.