Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Статьи

  • Список тем link
  • Статьи о детях и родителях

    Дети и умение делиться

    Существует кодекс, по которому живут дети от года до двух и даже трех лет. Если перевести его на взрослый язык, получится примерно следующее:
    1. Если мне это нравится, то оно — МОЕ!
    2. Если это у меня в руке, то оно — МОЕ!
    3. Если я могу забрать это у тебя, то оно — МОЕ!
    4. Если это когда-то было у меня, то оно — МОЕ!
    5. Если это МОЕ, то оно не станет твоим НИКОГДА!
    6. Если я собираюсь что-то делать или строить, то все части — МОИ!
    7. Если это выглядит хоть чуточку моим, то это — МОЕ.
    8. Если я думаю, что это мое, то оно — МОЕ!

    Вот как! Взрослые думали — жадность, а это просто возраст такой. Кстати, именно когда взрослые называют такое поведение детей жадностью, это ведет к формированию такого качества. Как это происходит? Ребенок приходит на площадку со СВОЕЙ игрушкой. К нему подходит другой малыш, и (по законам жанра) хочет эту игрушку забрать, сделать своей. Наш герой не отдает. Реакция мамы: «Отдай, ты что, жадина?» Малыш еще сильнее прижимает игрушку к себе.
    Для того, чтобы понять, что чувствует малыш, представьте, что к вам на улице подходит незнакомый человек и хочет забрать вашу сумочку (мобильный телефон, кошелек). Ваша реакция — справедлива и предсказуема — не отдам, МОЕ! Ребенок воспринимает другого малыша так же, как мы — незнакомца.
    Таким образом, важно уважать чувство собственности ребенка, которое связано с уверенностью в себе и пониманием своих границ в общении.
    Однако в этом возрасте также очень важно научиться делиться с другими! Итак, вернемся к нашей ситуации. Что можно сделать взрослым, чтобы помочь детям научиться делиться и в то же время усилить в ребенке уважение к «своему» и «чужому»?
    Можно предложить малышам поменяться игрушками. Формируется представление: «отдавая, я получаю», формируется модель диалога.
    Можно вместе рассматривать игрушку, которую крепко держит наш малыш.
    Если малыш не соглашается даже показать свою игрушку, можно прокомментировать: «Это игрушка Маши! Она не хочет отдавать ее!» после чего желательно переключить внимание малышей на какую-либо активность. Подчеркивается свободный выбор малыша: он сам решает, делиться ему или нет. Ведь, когда делишься, важно делать это от всей души, с радостью!
    В роли малыша, который хочет забрать чужую игрушку, может оказаться и ваш малыш. Тогда подчеркните, что «это - чужая игрушка, а твоя — ВОТ!». Формируется важнейшее представление «свое — чужое», уважение границ других людей.
    Оказывается, умение делиться напрямую связано с умением делать что-то по очереди. Вы можете помочь своему малыше освоиться в социальном мире, если будете играть по очереди дома. Вот некоторые идеи.

    По очереди можно:
    — стучать в дверь
    — «разговаривать» по телефону
    — пить из чашки
    — бросать предметы в коробку
    — играть в «ку-ку» (закрывать лицо)
    — расчесывать волосы кукле
    — щекотать папу
    — рисовать
    — брызгаться
    — играть в догонялки.

    Автор Дудченко Алина, детский психолог.

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!