Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Статьи

  • Список тем link
  • Статьи о детях и родителях

    Методики по развитию детей

    Обзор развивающих методик Николая Зайцева, Глена Домана, Сесиль Лупан, Никитиных, Монтессори, Занкова, Воскобовича.

    Учим ребенка читать, методика Н. А. Зайцева

    Младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не слышно отдельных букв, всегда только слоги. Ученые, занимающиеся этой проблемой, открыли, что традиционный, вербально-фонемный, принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные «элементики». Ими было установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Таким образом, показано, что традиционный принцип обучения чтению изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она — один из факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию развития ранних психических нарушений.
    Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай Александрович Зайцев (р.1939), настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка.
    Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда — всей группой, когда — поодиночке.
    Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.
    Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.
    Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам (методику обучения чтению малышей первого года жизни переложила Лена Данилова).

    В целом складовый принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Н. А. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует.
    Безусловным достижением автора является системный подход к такому предмету, как математика. Предлагаемая автором методика основана на системе таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, и какие действия можно с ними производить. Зайцев в доступной форме рассказывает, откуда взялись дроби и степени, и что можно с ними делать. Эта методика рассчитана на детей 3 - 4 лет, но ее также можно использовать и для учеников начальной школы.
    Зайцевские пособия очень хорошо подходят всем детям — быстрым и медленным, слабым и сильным. В своих детских садах Зайцев предпочитает брать в группу самых слабых детей, и они очень быстро догоняют основной поток. В этом, в принципе, и должна заключаться суть всех развивающих методик.

    Детские методики Глена Домана

    В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее — первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания.
    В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения — по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей!
    И опять же возникает вопрос, который задавала себе еще Мария Монтессори: «что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?».
    Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми.
    Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.
    Целью, которую поставил себе Доман, является — «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей»
    Доман хорошо знает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей.
    В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей ребенка. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы.
    Мне кажется, что дети, которых пеленали, в большинстве своем более апатичны, не позволяют себе сделать того, что они хотят, в более старшем возрасте, чем дети, которым позволяли и помогали двигаться так, как они хотят. Вы когда-нибудь видели, какая радость написана на личике трехмесячного малыша, которому помогают стоять и ходить? Если да, то после этого Вы никогда не скажете, что такое раннее развитие вредно.
    Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.
    По мнению Домана, лингвистические способности — врожденная функция человеческого мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают. Исходя из этого, идея «готовности к чтению» (а также все другие «готовности») является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается — случайно или с какой-то целью — она не появится вообще.
    Доман считает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, - это числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, - то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого он делает вывод, что математические способности — также неотъемлемые функции человеческого мозга.
    Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.
    Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.
    Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка).
    Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 - 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 - 10 секунд. Мне же кажется, что лучше показывать настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа, т. е. слова и точки — быстро, а картины — медленно.
    Для обучения чтению Доман берет старинную англо-германскую систему: предъявление и озвучивание целого слова. Он рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше — до года. Но в этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он, скорей всего, все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть). Получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно. А может, лучше образно? Кстати, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Мне кажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одном листе сверху — картинку, снизу — подпись.
    По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий. По достижение ребенком возраста 1,5 - 2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.
    Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать (использовать полученные знания). Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире.
    С другой стороны, эта методика хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. И, к тому же, большой плюс в том, что Глен Доман воспитывает родителей, объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.

    Опубликованные книги Глена Домана:
    «Как сделать ребенка физически совершенным»
    «Как научить ребенка читать»
    «Как научить ребенка считать»
    «Как дать ребенку энциклопедические знания»

    Методика Сесиль Лупан для детей от 1 года и раньше

    «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь»

    Мудрец

    Сесиль Браи-Лупан — это самоотверженная молодая мама, которая, воспитывая своих маленьких дочек, пытается наилучшим способом развить их интеллект, и вместе с тем, сделать их психологически здоровыми людьми.
    Узнав о методике Г. Домана, она апробировала ее на своих детях. Что-то у нее получилось, что-то — нет, и, исходя из основных мыслей Домана, она попыталась переделать эту методику так, как ей показалось наиболее разумным.
    В отличие от Глена Домана, который наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир, Сесиль Лупан, наблюдая только двоих своих дочек, очень тонко чувствует их и пытается дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется. У Домана более четко все расписано по возрастам среднестатистических детей, у Лупан же — по возникновению интереса, с учетом склонностей детей. Сесиль Лупан более тонко, более индивидуально, подбирает методы обучения.
    В то же время, в своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных (по методике Клэр Тиммерманс). Она составила целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников.
    Те результаты, которых она достигла и те способы, которыми она их достигала, в приятной форме описаны в ее книге «Поверь в свое дитя».
    Читая ее книгу любой родитель, подготовленный или начинающий, найдет массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.

    Детские игровые методики Никитиных

    Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей.
    Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка".
    В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями:
    Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
    Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.
    Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
    Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
    Что касается физической закалки — то, на мой взгляд, лучше выбирать методы, щадящие психику ребенка. Жизнь при температуре 18° С, окунание новорожденных в ледяную воду, на мой взгляд, несет в себе психологический дискомфорт. Очевидно, если ребенка поставить в суровые условия, то его организм найдет в себе резервы, чтобы выжить, и такой ребенок будет крепче обычных детей, но что в этот момент происходит с его психикой? Не начинает ли он ощущать этот мир миром, в котором надо ежеминутно бороться за выживание? Доман, в отличие от Никитиных, предлагает держать детей первого месяца жизни, одетыми в шортики и футболочку, при температуре 32° С, чтобы переход от внутриутробной жизни в наш мир произошел как можно более безболезненно. Возможно, этот подход более благоприятен для детей.
    Главную мысль своей концепции развития творческих способностей Борис Павлович сформулировал так: "Возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если они "не нужны", то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать - и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс - НУВЭРС". НУВЭРС - необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей - ключевое слово методики Никитиных.
    Отсюда раннее плавание, раннее ползание и хождение, раннее чтение. Предлагать то или иное новое действие ребенку стоит не тогда, когда предписано правилами, а тогда, когда он проявляет к этому действию интерес. Важно не пропустить этот интерес. Он в 3 месяца тянет ручки из кровати и крепко обхватывает любой предмет - ему предлагают подтягиваться за перекладину. Он в год интересуется буквами, которые учат старшие дети, - ему предлагают свой набор букв. Но если он, вопреки учебникам, не проявляет в 3-4 месяца интерес к твердой пище, его не торопят.
    Не ограничивать развитие рамками и предписаниями - первое требование. Свободное движение - основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального. Таким образом, манежи и родительские страхи мешают развитию, домашний спорткомплекс - помогает.
    Второе требование - не делать ЗА своего малыша то, что он может сделать САМ. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно, дает функции развиваться, а главное - увеличивает веру в себя. Каждое самостоятельное решение, каждый самостоятельный выбор - творческий акт. Даже такая простая бытовая задача, как открыть дверь, если руки заняты, требует творческого подхода. Выполнив ее вместо ребенка, вы лишаете его возможности продвинуться на шаг вперед.
    И концепция Никитиных, и метод Монтессори предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом "сделать это самому". Однако Никитины предлагают при использовании своих интеллектуальных игр вовсе не давать образец, не показывать, как надо. Ребенок сам решает задачу от начала до конца. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и "корректирует" ребенка только одобрением правильного решения. Сорадование - это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам.

    Книги педагогов-новаторов, давно стали настольными для большинства родителей, педагогов, врачей разных стран:
    Никитины Л.А. и Б.П. «Мы и наши дети»
    Никитина Л.А. «Отчий дом»
    Никитина Л.А. «Я учусь быть мамой »
    Никитин Б.П. «Развивающие игры»
    Никитина Л.А. «Мама или детский сад»
    Никитины Л.А. и Б.П. «Резервы здоровья наших детей»
    Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
    Никитина Л.А. «Исповедь»
    Никитин Б.П. «Детство без болезней»

    Методика Монтессори и дети

    Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям.
    Родилась она в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной - доктором медицины.
    Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.
    Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам.
    Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".
    Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала.
    Также, наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила возможные особенности психического развития: впитывающее мышление и возрастную сензитивность (чувствительность).

    Впитывающее мышление

    При работе с детьми Монтессори заметила, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, отличной от разума взрослого, которую она и назвала впитывающим мышлением. Мышление ребенка — это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Исходя из этого предметная и социальная среда, окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослый хочет, чтобы ребенок хорошо развивался, то он должен создать вокруг ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность «впитать» правильную речь.

    Сензитивные периоды

    Это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности развиваться в соответствии с директивами своих периодов, то он упустил единственный случай естественным образом приобрести определенную способность. И больше ему такой возможности не представится.
    В процессе развития всех детей возникают сензитивные периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей.
    — период развития речи (0-6 лет)
    — период восприятия порядка (0-3)
    — период сенсорного развития (0-5.5)
    — период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5)
    — период развития движений и действий (1-4)
    — период развития социальных навыков (2.5-6)

    Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенок научается на глаз оценивать количество и объем предметов независимо от формы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметами развивают когнитивную карту мозга малыша.
    В детских садах, работающих по системе Монтессори, воспитатель - это помощник, а не надзиратель. К нему всегда можно обратиться за советом, попросить растолковать непонятное, помочь приклеить, сложить, раскрасить. Сама обстановка побуждает малыша раскрывать свои возможности. Помещение делится на несколько функциональных зон ("кухня", "мастерская", "арт-сектор"), и ребенок сам (!) выбирает, чем, сколько и как ему заниматься.
    По мнению приверженцев системы Монтессори, взрослые обедняют мир ребенка, лишая его участия в повседневных делах: уборке, стирке, приготовлении пищи, мытье посуды. Все эти "скучные" занятия сказочно интересны, если относиться к ним как подобает. Еще один из принципов педагогики Монтессори - формирование разновозрастных групп. Взаимодействие младших и старших, как считают специалисты, дает столь необходимый детям социальный опыт. Обучение происходит не только по веками утвержденной вертикали: воспитатель - ребенок, но и по горизонтали: старший ребенок - младший. Преимущества такого подхода очевидны: младший может спросить у старшего то, что постесняется спросить у взрослого, а старший учится отвечать не только за себя. Родители знают, как трудно прививается чувство ответственности. В детских учреждениях, руководствующихся системой Монтессори, это происходит само собой.

    Другой важный принцип - сочетание на занятиях свободы и дисциплины. Здесь никого не заставляют сидеть вытянувшись в струнку. Относиться к детям, как к оловянным солдатикам, - значит дискредитировать само понятие "детство". Дисциплина не может быть чем-то навязанным извне, ребенок должен внутренне согласиться с необходимостью ограничивать себя. Последователи Монтессори учат понимать, а уже потом подчиняться. Дети, ходившие в такой детский сад, не боятся общения, умеют и любят работать как самостоятельно, так и в группах, ценят сам процесс познания. Необычайно интересны методические пособия, разработанные Марией Монтессори, например, пузырьки с пипетками. Окрашенную жидкость надо набрать из пузырька в пипетку и аккуратно перелить в специальные ячейки, а потом обратно в пузырьки, не расплескав. Емкости с губками используются примерно с той же целью: вода набирается в губку, а затем отжимается из нее в емкость. Таким образом развивается моторика пальцев, кисти. Смешивая разноцветные жидкости, ребенок познает законы колористики.
    Математику малыши изучают, нанизывая бусины. Шершавые буквы из бархатной бумаги, наклеенные на картон, - пособие для обучения письму. Дети осваивают алфавит через тактильные ощущения. Ведь писать можно не только на бумаге, но и пальчиком на песке, на манной крупе. Такие занятия вырабатывают по-настоящему хороший почерк.

    Система Занкова для ребенка-школьника

    Наибольшее признание педагогов московских школ получила система академика Л.В. Занкова. Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния - исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания, воображения, а общее развитие личности - ума, воли и чувств.
    В основу системы легли разработки видного психолога Л.С. Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка, Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу.
    Принципы концепции - обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку.
    Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.

    Детские развивающие игры Воскобовича

    Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

    Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами.

    Технология "Сказочные лабиринты игры"

    У методик раннего развития обычно два пути: один - от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорский детский сад), другой - напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории. Почему технология, а не методика? В принципе, это очень сходные понятия. И термин "педагогическая технология" появился в педагогике совсем недавно. В методиках больше представлены содержательные стороны, в технологиях - процессуальные.
    «Сказочных лабиринтов игры» — это и раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
    Развивающая среда — «Фиолетовый лес». По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

    Особенности игр

    Конструктивные элементы. В "Геоконте" средством конструирования выступает динамичная "резинка", отличительные свойства "Квадрата Воскобовича" - жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в "Прозрачном квадрате" является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в "Шнуре-затейнике" - шнурок и блочка.
    Широкий возрастной диапазон участников
    Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
    Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
    Универсальность по отношению к образовательным программам. Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например "Детство", "Развитие", "Радуга".
    Творческий потенциал. С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать "задумки" в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
    Сказочная "огранка". Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
    Знакомимся поближе
    Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми - "Геоконт" и "Квадрат Воскобовича".

    "Геоконт"

    В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава", в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются "серебряными".
    На игровое поле "Геоконта" нанесена координатная сетка. На "серебряные" гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели. Ученики начальной и средней школы при помощи этой игры доказывают теоремы. Ведь в самом названии сказки - зашифровано слово "геометрия".

    В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.

    "Квадрат Воскобовича" ("Игровой квадрат")

    У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
    Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр.
    Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

    Основные принципы технологии

    Игра плюс сказка

    Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
    Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

    Интеллект

    Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
    Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.
    Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

    Творчество

    Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

    Развивающая среда - Фиолетовый лес

    По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

    Способы реализации технологии

    Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

    Результаты

    Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.

    Игры, обучающие чтению

    "Теремки Воскобовича" - базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладываем в Теремок - получается слияние. Таким образом составляются слова. Всего в комплекте - 12 кубиков, 12 теремков. В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках - синем и зеленом, так называемых кубиках начального этапа. Что на них расположено? На пяти гранях - буква и образ, на шестой - подсказка, где какая буква находится. Каждую букву представляют шуты, принимая ее позу. В позе буквы А - Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? - Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин - сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.

    "Конструктор букв" позволяет из элементов, сконструировать любую букву алфавита. Элементы можно прикреплять на поле эластичным шнуром, можно выкладывать на столе.
    "Игровизор" и приложение "Лабиринты букв". "Гуляя" маркером по лабиринтам, ребенок знакомится с буквами, составляет слова. На каждую букву - свой лабиринт.
    Читайки 1 и 2. Игры на развитие навыков чтения. Загибаем попеременно уголки, и получаем разные слова. На маленьком "пятачке" (области чтения) 4 слова, а всего в каждой игре их - больше сотни.

    Коврограф "Ларчик", веревочки ("прилипают" к коврику) . Он позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи. Например: "Росли в лесу два дерева - одно высокое, другое - низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: "Я - самое высокое дерево, Я - самое сильное." А низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка ветер. Какое деревце приметил? Высокое. Стал раскачивать его из стоны в сторону. (показываем на коврике). В конце концов дерево сломалось и у упало к корням низенького (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: "Помоги-и-и-и...". Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо". Какой звук? Звук И. А какую мы букву построили - букву И. Звук и буква - через сказку, через образ, через детские руки. "Ромашка", "Яблонька", "Парусник", "Снеговик" - Это новинки 2004 года. Каждая из них позволяет написать более 20 слов... шнурком.

    С мамой и папой

    Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом "Развивающие игры Воскобовича" предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов. В нынешнем году Вячеслав Вадимович и его коллеги планируют выпустить "родительский" вариант технологии "Сказочные лабиринты игры".

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!