Как сказал французский психиатр Грег, "ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит и хорошо рисует, — это и есть здоровый ребенок"...
Как слово или игра, рисунок для ребенка — это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе. Кроме того, рисунок — это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам.
Выработка графической системы идет параллельно психическому и физическому развитию ребенка.
12-18 месяцев: рисунки в форме зигзагов, незаконченных полос и кругов, без намерения что-либо изобразить.
К 2-м годам: вертикальные линии.
К 2,5 годам: горизонтальные линии и спирали.
К 3-м годам: законченные круги, солнце.
К 4-м годам: квадраты, ребенок пытается выразить то, что он знает, тело рисуется в полном размере.
К 5-ти годам: законченный человечек, с деталями, например, одеждой, а также геометрические фигуры.
К 6-ти годам: персонажи в действии и ситуациях.
С 7-8-ми лет: рисунки становятся все более и более реалистичными.
"Для того чтобы научиться рисовать, как Рафаэль, мне понадобилось полжизни учиться рисовать, как ребенок!" — признавался Пикассо. Художник Поль Клее расценивал себя как "инфантильного мужчину"... Ребенок, когда он рисует, — художник ли он?
У ребенка пока нет эстетического чувства. Часто на его собственные суждения влияют внешние воззрения.
Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Рисунок ребенка следует оценивать через его собственную психику, его способности, а не через взрослые интерпретации.
Когда ребенок рисует, он не ставит перед собой цели "создать нечто красивое", а экспериментирует — с материалами, формами, цветом... — он рисует инстинктивно, выражая радость или желание общаться.
Развитие рисунка тесным образом связано с развитием речи и письма. Более того, рисунок становится первым этапом в обучении письму. Сначала малыш учится держать карандаш, контролировать свои движения... Письмо — важная часть взрослого мира, которая завораживает ребенка, и потому он начинает подражать взрослым, делая вид, что тоже умеет писать. Обычно это происходит в 3-4 года.
С того момента, как ребенок сможет действительно писать сам ( хотя бы несколько букв, например, свое имя), он будет смешивать буквы и рисунок. А дальше, когда он дорастет до школьного возраста, он будет рисовать все меньше — письмо составит серьезную конкуренцию рисунку.
Рисуя, ребенок чувствует себя свободным в выражении своего состояния, своих желаний, позитивных и негативных эмоций. Но интерпретацию всему этому можно давать только при повторении символов. Сообщение передается посредством формы, цветов, повторяющихся деталей.
Писатель-психоаналитик Франсуаза Дольто в своих книгах советует не просто принимать от ребенка рисунок, восклицая: "Какая прелесть!". Ребенку интереснее объяснить рисунок. Спросите его, что значит та или иная деталь, поговорите обо всем, что изображено. Однако если малыш не хочет рассказывать, не стоит его пытать. Если же вам кажется, что детские каракули лишены не только смысла, но и "художественной законченности", ни в коем случае не старайтесь направить ребенка. Так вы сделаете только хуже, лишив его свободы познания.
Он рассматривается в контексте общего развития ребенка, его истории и окружения.
Рисунки часто используются для оценки интеллектуальной зрелости ребенка. Ему предлагают нарисовать дом, человека.
Многие тесты призваны выявить личностные проблемы ребенка. Например, дети с шизофренией часто делают на своих рисунках повторы. А дети с задержкой развития и вовсе нередко напрочь отказываются рисовать.
Психологи внимательно исследуют все, что может послужить тревожным сигналом: использование пространства, выбор цветов, тип черт и форм, сюжет и представленные элементы, размер и пропорции деталей... При последующей терапии рисунок становится трамплином для разговора с ребенком и понимания того, что он пережил.
- В рисунках проявляются признаки болезни.
- У некоторых персонажей систематически не хватает какой-то детали (части тела, например).
- Глаза косые или пустые.
- Слишком много помарок.
- Рисунки очень маленькие или сосредоточенны на ограниченном пространстве.
- Ребенок постоянно отказывается рисовать или разрывает свои рисунки.
- На протяжении месяцев рисунки повторяются.
- Формы незаконченны.
С другой стороны, некоторые детали могут испугать родителей, хотя на самом деле не о чем плохом они не свидетельствуют. Это случаи сцен насилия (которые не всегда отражают реальность) или когда в 3-4 года дети начинают рисовать половые органы. Дело в том, что как раз в этом возрасте ребенок впервые осознает свою половую принадлежность. Беспокоиться можно только, если эти изображения повторяются в рисунках очень часто.