Я много раз слышала от родителей:
- Мой в два года все буквы и цифры знал, а сейчас половину забыл, а ни читать, ни считать не умеет! Мало того стоит мне начать с ним заниматься - убегает.
Давайте подумаем:
- Какими свойствами должен обладать ребенок, чтобы знать математику?
- Да, да, логика и пространственное мышление!
- Что еще? Память?- Тоже не помешает.
- Внимание?
- Возможно это самое важное свойство!
Конечно, все это надо сдобрить детской любознательностью.
Есть мнение, что у большинства детей эти свойства врожденные и только непонимание взрослыми природы детей могут привести к их сокращению.
Так причем тут ничего не означающие для малыша значки?
Даже если напротив каждой цифры по зайчику положить - это математикой для малыша не станет.
До 3-3,5 лет ребенок читать обычно не способен, а все что некоторые нетерпеливые родители выдают за чтение, чтением не является. Извините за сравнение, но мы все видели в цирке собачек, которые запомнили, как выглядят несколько слов.
Человеческий детеныш гораздо умнее и может со временем вызубрить до 200 слов, возможно и больше.
Однако сколько же придется отнять у бедного ребенка более развивающих занятий! Для сравнения сообщаю, что специалист может выучить 4-х летнего ребенка читать все-все слоги за одну неделю! И никаких осложнений для психики.
Открою вам секрет есть возраст, когда и читать и считать можно научить легко и быстро, а главное навсегда и с постоянным прогрессом в будущем.
Это около 4-х лет, плюс минус полгода.
Теперь давайте проследим за детьми до 2,5 лет.
Вначале ребенок ищет в нас поддержку и не только физическую.
Мама заботится, улыбается и даже гулит вместе с ребенком, и дитя становится не только доброжелательным и общительным, у него созревает первая логическая "извилина":
- С мамой не только комфортно, с мамой весело. Мама любит веселиться и я буду веселиться.
Оказывается он хочет делать то же, что и мы!
Природа дала детям до 2,5 лет столько сильных инстинктов к самообразованию, что нам остается только не мешать.
Если мама из лучших чувств не дает ребенку ползать, то это опасно не только для позвоночника, но и для мозга, а если постоянно "воспитывает" нравоучениями, то дети теряют внимание.
Есть взамен простой и действенный метод отвлеки и оттащи, если что-то действительно невозможно не заметить.
Бывает бедная мама так устала, да еще постоянно стыдится своих просчетов, что начинает кричать на ребенка и уже остановиться не может. Хорошо, если рядом есть кто-то, кто успокоит ее и скажет ей, что у всех бывают ошибки и у нее есть время их исправить. Иначе у ребенка будет постоянный стресс, который тоже утянет за собой не только способности, но и его здоровье.
Ладно будем считать, что к нам это не относится.
Сколько теперь замечательных игрушек. Одна в другую вставляется, одна на другую надевается. Все они вполне годятся для развития математического мышления. И еще наша любимая игра в "ку-ку".
С возрастом ребенок и сам прячется под пеленку и маму прячет и даже игрушки. А эта удивительная штуковина за которой прячется такой же малыш, но только плоский и холодный!
А эти прогулки в парке, горки песочницы, куклы и машины независимо от пола ребенка! Все имеет свои правила и порядок, как и математика.
К слову, очень многие третьеклассники и даже некоторые старшеклассники не могут решать задачи, потому что не удерживают в голове последовтельность действий, т.е. что после чего произошло.
Если мы будем играть с ребенком в самые обычные детские игры, не жалея ни сил ни времени, то очень скоро потребность ребенка держаться за мамину юбку отступит перед желанием играть самому! Только надо не мешать и не эксплуатировать эту страсть, чтобы закончить свои дела. Потерпите еще немного.
После года ничего так не развивает, как 5-минутная уборка игрушек и вещей вместе с мамой, когда вместе обсуждается порядок и свойство вещей, через какое-то время уборка со стола, или обсуждение в каком порядке вещи надевать. Предметы падают шумят, разные на ощупь. И снова вставляются друг в друга и около двух мама начинает подсказывать:
- Большое в маленькое не влезает, попробуй наоборот.
Или даже:
- Вот один ботиночек, а где второй? Нашли! Теперь у нас два ботиночка и оба красные!
И все и довольно, подождите, когда ребенок привыкнет к этому понятию.
Вы ведь давно заметили, что у ребенка есть потребность тысячу раз слушать одну сказку (он слова набирает), Сто раз залезать на табурет
и так далее и мы не противоречим природе так и рассказываем каждый день про тапочки и ботиночки, пока в один прекрасный день ребенок вдруг сам нам не дал понять, что он знает что такое два.
Теперь пора учить стишок про зайчика, только чем бы мы ни занимались - все должно быть весело.
Как-то к нашему дедушке, стал каждый день заходить 4-летний мальчик.
Дедушка показывал ему "козу" и они вместе смеялись. Так продолжалось с неделю. Случилось, что в очередной раз, когда мальчик прибежал за "козой", дедушка был занят и как-то скомкал этот обряд.
Мальчик возмутился:
- Не так!
- А как ? - удивился дедушка.
- С громким хохотанием! - строго сказал мальчик.
Я теперь всем так и говорю. Занимайтесь с детьми с "громким хохотанием".
Автор статьи Анна Речицкая