Для успешного воспитания детей следует иметь представление о том, как развивается их мышление и в чем его отличие от мышления взрослого человека.
Психологи отмечают, что становление мышления проходит две стадии – допонятийную и понятийную. Под допонятийной понимается начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. Когда дети, что-либо объясняют все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений на этой стадии – суждения по сходству, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самой ранней формой доказательства является пример. Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: убеждая ребенка или что-то объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.
По мнению психологов центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (но не эгоизм, эти понятия отличаются). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие от него отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Детской логике присущи следующие особенности, обусловленные эгоцентризмом:
1) нечувствительность к противоречиям. В качестве примера можно привести эксперимент знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже: он беседует с Раулем (4 года):
• Рауль, есть у тебя братья?
• Жеральд.
• А у Жеральда есть братья?
• Нет. Только у меня есть брат.
• Послушай, у Жеральда нет брата?
• Нет, у него брата.
2) синкретизм – тенденция связывать все со всем;
3) трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее;
4) отсутствие представления о сохранении количества.
Если ребенок развивается нормально то постепенно происходит замена мышления допонятийного, которому свойственно использование конкретных образов, мышлением понятийным (абстрактным), которому свойственно использование понятий и применение формальных операций.
Известный русский психолог Выготский Л.С. выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий (по Л.Д. Столяренко):
1-й этап. Ребенку 2-3 года. Этот этап проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что все, которые положены рядом и есть похожие, подходящие – это синкретизм детского мышления.
2-й этап. На втором этапе – дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства.
3-й этап. Он проявляется в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
4-й этап. У подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще не совершенное, поскольку первичные понятия сформированны на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
5-й этап. На нем формируются совершенные понятия. Происходит это в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.