Считается, что приблизительно в трехмесячном возрасте ребенок способен отличать людей от окружающих его предметов. Мы знаем, что ребенок улыбается любому, кто улыбается ему из подражания.
Но в улыбке кроется нечто большее. Улыбка – это ответ универсального, архетипичного рода настолько, что ее отсутствие свидетельствует о самом настоящем психическом расстройстве.
С семилогической точки зрения улыбка обозначает открытость, радушный прием, эмпатию, признание, гармонию, безмятежность, отсутствие агрессивности, доброту, тепло. Два человека, улыбаясь, передают это друг другу. Улыбающиеся мать и отец растят детей, улыбающихся жизни.
Но именно потому, что улыбка обладает столь насыщенным значением, столь емким и исполненных позитивных ценностей, ненападения, незащищенности, любви, жизни, она оставляет нас беззащитными. А трехмесячный ребенок – это беззащитное существо.
В возрасте пяти-шести месяцев ребенок способен отличать улыбающиеся лица родителей от лиц других людей. Здесь меняются взаимоотношения ребенка с людьми. Он растет, отношения умножаются, ребенок чувствует потребность общаться с другими, к которым он испытывает симпатию, интерес и тепло.
Фигуры отца и матери в этот миг становятся его проводниками, его исключительными, всемогущими ориентирами. Он будет улыбаться только им. Таинственным образом он знает, что улыбка – это язык. Следовательно, он говорит, он использует улыбку как язык любви. Поэтому ребенок инстинктивно улыбается только родителям. Прочие для него чужаки. Им ребенок не станет улыбаться автоматически, обыкновенно. Он интуитивно чувствует, что улыбка – это высокая, обязывающая модель общения.
Материнская или отцовская улыбка укажет ребенку людей, которым можно улыбаться. От родителей ребенок получает гарантию пригодности, позитивности каких-либо отношений, гарантию жизни, а не смерти. Улыбка по определению является лингвистической моделью жизни, любви.
Мы все знаем, что человеческое существо существует через отношения. Оно нуждается в том, чтобы кто-то принимал его. Мать в первые годы жизни ребенка должна всегда держать наготове улыбку.
Почему матери не умеют улыбаться?
Очевидным образом, вы ответите, потому что в свою очередь у них не было матери, которая бы им улыбалась. Но если мы хотим разорвать этот круг, то должны научиться давать несеметричные ответы. Тогда я начну со слов, что многие матери и многие отцы не способны видеть себя такими, какими они есть.В первую очередь они не принимают себя такими каким они есть.
Существуют две опасности при формирования представления о самих себя. Первая – это переоценка. Вторая – недооценка.
Многие матери и отцы не умеют улыбаться потому, что они не готовы к переменам. Психологический и духовный рост – это постоянный процесс адаптации и переадаптации. Жить - значит меняться. Отказ от перемен равносилен смерти. Подобный принцип действителен не только на некоторых этапах жизни, но для всего существования в целом. Вместо этого в нашем обществе люди по достижению зрелого возраста полагают, что им уже не нужно двигаться дальше, а пожилом возрасте считают, что не могут больше измениться. Наоборот именно в эти жизненные периоды необходимо осознание великих перемен. Когда нет больше биопсихической динамики, как в молодости следует принимать перемены в качестве личного плана в рамках психо-духовной динамики.
Многие матери и отцы не умеют улыбаться потому, что не умеют заниматься самоанализам. Они не отрекаются от собственного нарциссизма, от своего стремления к силе, чтобы защитить этот ненастоящий образ себя, они проецируют свои внутренние проблемы на окружающих.
Нам надо понять, что мы не всесильны и что жизнь отмечена пределами.
Мы не являемся всем. Но нуждаемся во всем.
Многие матери и отцы не умеют улыбаться потому, что не способны избавиться от иллюзий, от иллюзий, образов, мысленных представлений, которые отражают лишь желания Эго, оставляя в стороне инаковость объективного мира. Иллюзии представляют собой проявления замкнутого в себе и не открытого на встречу отношениям Эго. Освобождения от иллюзий - это внутренняя операция.
Следовательно, чтобы уметь улыбаться, необходимо уметь слушать.
Сила слушания заключается в открытости навстречу новым мирам, например миру ребенка. Сила слушания превосходит Эго и независима от Эго. Подобное открытое инаковости за пределами Эго не бывает простым и занимает всю жизнь – через процесс опустошения, отказа манипулировать реальностью в своих эгоистических целях.
Слушание позволяет помнить.
Уметь улыбаться означает, следовательно, не отрываться о целого, не забывать, что являешься его частью – не считать себе самодостаточным, тогда как каждый из нас является дитем реальности.
Мы могли бы сказать, что мать, которая не улыбается своему ребенку, совершает вопиющий грех. Грех как деформированное и извращенное видение самих себя, искажение позитивного и уважительного отношения к реальности, как материальной так и духовной.
Люди не улыбаются потому, что они глухи, потому что не умеют слушать, потому что у них каменное сердце, потому что они бесчувственны. Они утверждают, что любят, но не улыбаются любимому человеку. Они полагают, что как будто поддерживают отношения с другим, тогда как остаются неизменно замкнутыми лишь для самих себя.
Однако другие нам нужны. Мы не можем жить без них. Мы одиноки в своей уникальности и неповторимости, но другие необходимы, чтобы делиться с ними, расти.
Однако порой за улыбкой кроется обман. Многие посредством улыбки используют другого в угоду себе, ради собственной корысти, удовлетворения собственных фантазий. Если мы сумеем оглянуться вокруг, то заметим, что улыбка порой скрывает насилие.
Мать, скрывающая обман за улыбкой, навсегда предает ребенка, и ребенок обречен предавать самого себя. А происходит это потому, что не принимается в расчет другой, сам ребенок как личность.
Валерио Альбисетти
«Улыбка как стиль жизни»,
из книги «Путешествие жизни. Как распознать и использовать ее позитивные стороны»
В. Альбисетти - значительная фигура в современном психоанализе, швейцарец по происхождению, основатель персоналистической психотерапии, автор многих популярных книг по психологии личности, вероисповедание – католик.