Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Статьи

  • Список тем link
  • Статьи о детях и родителях

    Зачем мне говорить?

    развитие речи

    В возрасте от полутора до двух лет у малышей происходит прорыв в овладении родным языком. Начав с простых «мама» и «папа», «ав-ав» и «кися», обычно еще до года, они вдруг начинают осваивать по нескольку слов за день, удивляясь и удивляя родных. Дело в том, что малыши в этом возрасте открывают для себя слова и играют ими, как некогда предметами и игрушками. Для каждого слова, оказывается, нужно подобрать ключик, выделив его из речевого потока, уловив смысл, который не является предметом, а стоит вне его. Слово – такая штука, которую ни потрогать нельзя, ни пережить «здесь и сейчас», ни поделится ей. Слово абстрактно, что для ребенка означает переход в мышлении на следующую стадию – образного мышления.
    Отсылаю читателей к книге Стерна «Дневник младенца», где очень ярко показаны все преимущества и подводные камни освоения языка. Здесь же хочу рассмотреть ситуации, в которых малыши не спешат переходить к речевой стадии. Почему малыши не говорят?
    Важно понимать, что темп освоения речи у каждого ребенка индивидуален.   Однако к двум годам, при нормальном развитии, ребенок должен разборчиво произносить от 20 до 50 слов, пытаться составлять простые предложения.

    Итак, можно выделить четыре основные помехи на пути освоения речи.

    1. Физиологические причины.
    К таким относятся: проблемы со слухом, нарушения в развитии мозга (малыш не может выделить слово из речевого потока, малыш не может произнести слово из-за того, что мозг не составляет двигательную программу произнесения слова).
    На самом деле снижение слуха у маленьких детей не всегда заметно для окружающих, так как малыш может прекрасно ориентироваться в бытовых ситуациях, использовать звуки, и хорошо общаться – с помощью жестов и мимики.

    Что делать?

    Обратиться за консультацией к неврологу и логопеду. Чем раньше диагностируется нарушение, тем легче помочь малышу. В Харькове такой диагностикой занимаются в Центре Раннего Вмешательства (см. сайт).

    2. Малыша слишком хорошо понимают.

    Мама научилась так хорошо понимать своего ребенка, что в первый год жизни чрезвычайно важно. Но вот после года маме нужно…потихоньку «забывать» сигналы малыша. Если мама продолжает слишком быстро и точно реагировать на потребности и желания малыша, то он просто не успевает начать использовать слова.

    Анекдот. Один мальчик не разговаривал до пяти лет. Родители все не могли понять причины его молчания. Вдруг, однажды утром, за завтраком, он сказал: «Почему чай сегодня такой горячий?» Оказалось, что до этого ему не о чем было говорить – все было идеально.

    Что делать?

    Делать паузу. Прежде чем среагировать на желание или какое-либо проявление малыша, подождите немного, как будто вы не совсем поняли, что же хочет малыш. Эту паузу малыш вначале может заполнить просто каким-то звуком или слогом. Это и есть зачатки разговора. То есть, он вам поясняет, чего же именно хотел. И на первом этапе не так важно то, чтобы слово было правильно сказано. Важен сам факт использования звуков в общении.

    3. Родители слишком ждут, когда заговорит ребенок.

    В возрасте около года ребенок начинает свой процесс постепенного отделения от родителей. Временами он проходит через кризисы. Ему важно чувствовать себя свободным. Дети очень чувствительны к установкам родителей в отношении них. Ожидание родителей «когда же заговорит», сравнение с другими детьми «дай Бог, чтобы и наш в полтора года так говорил», или с собой «я в год уже стихи рассказывала», постоянная просьба «скажи», «повтори», воспринимается ребенком как некое насилие над собой. В такой ситуации ребенок может быть физиологически и интеллектуально готов говорить, но не может. При изменении позиции родителей, такой ребенок может сделать огромный скачок в речевом развитии.

    Что делать?

    Ответить себе честно: «Почему я хочу, чтобы ребенок заговорил?» Ответ может вас озадачить. Потому что за этим сильным желанием родителя может стоять и желание реализовать свои амбиции, и непринятие своего ребенка таким, какой он есть.

    Важно осознать эти установки и … освободить ваши отношения с малышом от их влияния. Важно позволить малышу быть собой. Важно верить в него, доверять процессу.
    Кстати, в ситуации сильного ожидания речи, родители обычно обесценивают реальные достижения малыша. Потому как для малыша сказать «ко» вместо «кот» или «пивет» вместо «привет», значит отреагировать на ситуацию адекватно, соответственно своим возможностям. При настойчивой просьбе «скажи правильно» может вообще отпасть желание экспериментировать.

    4. Слишком авторитарное воспитание.

    Что такое речь? Речь – это спонтанная реакция на происходящее с помощью слов. Если ребенку запрещены спонтанные проявления, считайте, что ему запрещена также и речь.

    Потом, в самом начале ребенок много экспериментирует со звуками, слогами, пытаясь уловить, какое именно звучание соответствует слову. То есть, ему нужно сказать много «неправильно», чтобы получилось «правильно». Авторитарный стиль воспитания почти не оставляет права на ошибку ребенка.

    Что делать?

    Пересмотреть свое отношение к запретам и ограничениям. Возможно, вы слишком многое запрещаете.

    Составьте список того, что, по вашему мнению, вы точно не можете разрешить малышу, во втором списке будут вещи, которые нельзя только при каких-либо условиях. Например, нельзя бросать в детей кубиками, а мячиками бросаться можно. Нельзя брать мамин телефон, а разглядывать там картинки вместе с мамой можно! На самом деле, почти всегда можно найти вариант, а как можно поступать. Когда вы начинаете искать варианты, вы развиваете свое творчество и показываете малышу, что экспериментировать – можно, косвенно поощряя его делать это и в речи тоже!

    Здесь хочется написать, как делать не нужно. Не нужно говорить ребенку «повтори» и «скажи еще». Он и сам это сделает, если захочет. Лучше вы сами повторите правильно, оставив за малышом право … поэкспериментировать.

    С уважением, Дудченко Алина, детский психолог.

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!