Маршак Демьянов Мошковская Барто
В литературных дразнилках поэты обращается к этому жанру не для посрамления конкретного Вовы, Вани, Саше, Мише, а для изображения недостатков, свойственных в той или иной степени всем детям, высмеивает трусость, лень, жадность, обжорство, бахвальство и прочие дурные привычки детей.
Литературная дразнилка использует все средства словесной изобразительности – и звукопись, и ритмический рисунок стиха, и гиперболу, и перечисления, и перевертыши. Смешные, нелепые, удивительные ситуации, в которых изображены детские недостатки, интересны дошкольникам. выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек, трусишек привлекают тем, что ребенок, узнавая порок, уверен, что сам-то он совсем не похож на этих героев. Вчитайтесь повнимательнее в каждую дразнилку и попробуйте вместе с автором сыграть с детьми в его игру: разгадать придуманный им звуковой, ритмический, изобразительный и смысловой рисунок осмеяния.
Ходит, ходит
Попрошайка.
Просит, просит:
Дай-ка,
Дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молока,
Полкотлетки,
Полсосиски,
Полконфетки,
Полредиски,
Полрезинки,
Пол-линейки,
Полкартинки,
Полкопейки.
- Гриша, Гриша, дай мне нож.
- Ты обратно не вернешь.
- Дай-ка, Гриша, карандаш.
- Ты обратно не отдашь.
- Гриша, Гриша, дай резинку.
- Ты откусишь половинку.
- Гриша, Гриша, дай чернил.
- Ты бы сбегал и купил.
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи,
Столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу морковь взойдет! –
Будет целый огород!
Хлеб не ест,
Не смотрит вó щи,
Потому такой и тощий.
Вышел на тропинку –
Сбила с ног пылинка,
По панели зашагал,
Дунул ветер – он упал.
Кешка-малоежка,
Ты побольше ешь-ка!
Девочка-копуша
Девочка-копуша
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась.
Утром завтракать пошла,
Только к ужину пришла!
Неряшка
Коля,
Маленький лентяй,
За собою убирай!
У тебя ленивы руки:
Под столом – ремень и брюки,
На полу – рубашка.
Николай – неряшка!
Наша утка – крякалка,
А Сережа – якалка:
"Я сумею,
Я смогу,
Я быстрее побегу!"
Отдохни немножко,
Якалка Сережка!
Хвастун Илья,
Где же храбрость твоя?
Ты от мошки-комара
Под крыльцо залез вчера,
Паучишку увидал –
И со страху в грязь упал!
Лежебока
Горько живет
Лежебока -
Кровать Лежебоке
Высока.
Полы от кровати
Далеко.
Слезать Лежебоке -
Морока!..
Вот и лежит
Лежебока.
Спит Лежебока
Без срока.
Уж отлежал
Оба бока...
Спит и вздыхает
Глубоко:
- Кабы
Еще бы
Два бока!..
Сто одежек
Лиф на байке,
Три фуфайки,
На подкладке
Платьице.
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик
Катится?
Сто одежек,
Сто застежек.
Слова вымолвить
Не может.
"Так меня
Закутали,
Что я не знаю,
Тут ли я?"
Девочка-ревушка
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается...
Уу-уу-у!..
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.
Уу-уу-у!..-
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
- Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
- Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
Уу-уу-у!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
- В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Уу-уу-у!..
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
Уу-уу-у!..
- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Девочка чумазая
- Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях - дорожки.
- Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
- Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
- Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
- Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы
измазала,
не девочка,
а зебра,
ноги -
как у негра.
- Я на солнышке
лежала,
пятки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
- Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
- Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос -
разобиделась до слёз:
- Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы -
кричала громким голосом:
- Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
- Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.