Гадание на картах Таро относится к тем разновидностям гаданий, о которых слышали очень многие, как, например, о гадании на ромашке или на монетке («Орел-решка»). В то же время его известность совсем не означает, что карты Таро хорошо изучены с точки зрения истории их происхождения, а также механизма, позволяющего магическим образом проникать в тайны жизни человека.
Что представляет собой колода карт Таро? Она во многом похожа на привычные игральные карты. Состоит из 78 карт, носящих название «арканы», и делится на две группы: это Старшие, или Большие, Арканы, которые являются символом Великого Окровения, и Младшие, или Малые, символ Малого Окровения. В свою очередь, Младшие Арканы делятся на четыре группы, в каждую из которых входит 14 карт, - Мечи, Кубки, Жезлы и Пентакли.
Гадать на картах Таро не очень просто, ведь это занятие предполагает активное участие самого вопрошающего, готовность подойти к процессу толкования творчески, поразмышлять над ним. Механическое, поверхностное объединение значений карт расклада может дать совершенно непонятную, нелогичную картину, из-за чего вопрошающий рискует разувериться в картах Таро.
Этот вид гадания не должен вызывать страха и опасений, поскольку он не имеет ничего общего с предсказанием будущего, носящим неотвратимый и иногда зловещий характер. Карты Таро отвечают на вопросы, помогают избавиться от сомнений, принять решение, разобраться в ситуации или проблеме, извлечь наружу существующее в подсознании. Гадающий видит себя словно со стороны, и рассмотрение ситуации в другой плоскости дает положительный эффект.
Большое количество теорий пытается объяснить, откуда взялись и сами карты, и слово «Таро», однако ни одна из них не получила статуса наиболее достоверной и общепризнанной. Часть исследователей связывают происхождение с Древним Египтом и переводят слово «таро» как «путь короля», но логичность этой версии не подкрепляется серьезными аргументами.
С Древним Египтом связана и другая теория происхождения, предложенная в XX в. американским оккультистом Полом Фостером Кейзом. Входящие в состав слова буквы он превратил в словосочетание Rota Taro Orat Ator - «колесо Таро провозглашает закон посвящения», и его мистическая версия была сочтена убедительной достаточно большим числом поклонников карт. Таинственность гадальной колоды позволила выдвинуть версию о ее неземном происхождении. Тора - это не что иное, как ветхозаветное Пятикнижие Моисея, которое правоверные иудеи почитают как собрание законов духовной жизни. Есть версия, согласно которой еще во времена Моисея исход евреев из Египта привел к тому, что карты Таро пришли на европейский континент.
Более прозаичная версия связывает происхождение названия этих карт с рекой Таро. Она находится в итальянской Парме, и якобы оттуда колода попала сначала во Францию, а затем и другие европейские страны. Еще одна теория утверждает, будто бы слово Таро появилось под занавес XVI столетия и имеет французское происхождение. В его основу легло слово (возможно, жаргонное) «таротье», обозначавшее людей, которые делали карты, которые тогда находились вне закона.
Карты Таро на протяжении своего существования не оставались чем-то неизменным. В классической т.н. марсельской колоде Младшие Арканы изображены не настолько выразительно, как Старшие. Новые веяния появились в начале XX в., когда Артур Эдвард Уэйт в содружестве с художницей Памелой Колман разработали колоду принципиально нового образца, которая была названа в их честь Колодой Райдера-Уэйта. Им принадлежала заслуга иллюстрирования Младших Арканов, благодаря которому отпала необходимость все время пользоваться справочником или держать в уме их значения. Новая рисованная колода не без оснований обрела популярность, но это не избавляло ее от главного недостатка: в глазах искушенных людей, мечтающих видеть карты притягательными и мистическими, изображения были исполнены не очень качественно, а сюжеты выглядели примитивно.
На смену колоде Райдера-Уэйта в середине XX в. появляются карты Таро, разработанные Алистером Кроули, отличавшиеся большей сложностью. Во-первых, сами рисунки на них исполнены в стиле фэнтези, им свойственны причудливость, насыщенность авторской символикой, без понимания которой толковать карты крайне сложно. Во-вторых, Младшие Арканы Кроули снабдил названиями, отличающимися от общепринятых, что также может внести некоторую сумятицу в правильную расшифровку расклада.