Я милого узнаю по походке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму,
Ботиночки он носит «нариман».
Зачем я вас, мой родненький, узнала?
Зачем, зачем я полюбила вас?
Ах, раньше я этого не знала,
Теперь же я страдаю каждый час.
Вот милый мой уехал, не вернется.
Уехал он, как видно, навсегда.
В Москву он больше не вернется,
Осталась только карточка одна.
Я милого узнаю по походке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму,
Ботиночки он носит «нариман».
Две последние строки повторяются
Расшифровка фонограммы Ларисы Крыловой, аудиокассета «В нашу гавань заходили корабли. Новые встречи». Вып. 1. «Снегири-музыка», 2004.
Песня вышла с нотами в начале 1910-х гг. Ср. романс "Зачем тебя я, милый мой, узнала" (там же ноты) - видимо, он и является первоисточником песни. Есть параллели в тексте, и мелодия практически совпадает.
Зачем тебя я, милый мой, узнала,
Зачем ты мне ответил на любовь?
И горюшка тогда бы я не знала,
Не билось бы мое сердечко вновь...
В разных ваиантах ботиночки, в которых ходил милый, называют по-разному. Это были популярные в начале 20 века ботиночки со скрипом. Есть вариант "нариман" - якобы от названия фирмы. Первоначальная версия - "на рипах", т. е. на специальных деревянных подошвах, издающих скрип (глагол "рипеть", до сих пор бытующий на Юге России, означает "скрипеть"). "На рипах" пел Юрий Морфесси, а сегодня поет, например, Любовь Успенская.
Кроме того, обувь на рипах упоминается в одесской песне, фрагмент которой цитирует Александр Куприн в повести "Гамбринус" (написана в 1907 г., время действия - канун русско-японской войны 1904-1905 гг.):
"А рядом другая компания, стараясь перекричать первую, очевидно враждебную, голосила уже совсем вразброд:
Вижу я по походке,
Что пестреются штанцы.
В него волос под шантрета
И на рипах сапоги".
Близкий вариант:
Я милого узнаю по походке.
Он носит, носит брюки галифе,
А шляпу он носит на панаму,
Ботиночки он носит «Нариман».
Зачем я вас, мой родненький, узнала,
Зачем, зачем я полюбила вас.
А раньше ведь я этого не знала,
Теперь же я страдаю каждый час.
Вот мальчик мой уехал, не вернется,
Уехал он, как видно, навсегда.
Домой уже он больше не вернется -
Оставил только карточку свою.
Две последние строки повторяются
* Мелодия, текст и аккорды записаны с аудиозаписи исполнительницы цыганских песен Жени Шевченко (Франция).
Павленко Б.М. «На Дерибасовской открылася пивная...»: Популярные дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. (Любимые мелодии). C. 103.
ВАРИАНТЫ (3)
1. Панама
Я мила друга знаю по походке,
Он носит серые штаны.
Шляпу носит он панаму,
Ботиночки он носит на рипах.
Ты скоро меня, миленький, забудешь,
Уедешь в дальние края.
В Москву ты больше не вернешься,
Забудешь ты бедную меня.
Зачем же я, вас, родненький узнала?
Зачем полюбила вас?
Ах, лучше б вас я не встречала
И не страдала б каждый час.
2. А я милого узнаю по походке
Слова и музыка неизвестных авторов
А я милого узнаю по походке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму (что ты говоришь!),
Ботиночки он носит «мареман» (да-да-да!).
Зачем же я вас, родненький, узнала?
Зачем, зачем я полюбила вас?
А раньше я ведь этого не знала,
Теперь же я страдаю каждый час.
Ох, мальчик мой, он к нам уж не вернется.
Он уехал, видно, навсегда.
В Москву он больше не вернется.
Оставил только карточку свою.
Зачем же я вас, родненький, узнала?
Зачем, зачем я полюбила вас?
А раньше я ведь этого не знала,
Теперь же я страдаю каждый час.
А я милого узнаю по походке.
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму.
Ботиночки он носит «мареман».
Русский шансон: Блатная лирика / Ред.-сост. Н. В. Абельмас. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2003. (Споемте, друзья...).
Опубликовано с примечанием: «Алеша Дмитриевич (1913-1993), парижанин, цыган, выехавший из России после революции, певец русской эмиграции, - только исполнитель этой песни, он ничего не писал, хотя от себя, конечно, кое-что добавлял».
3. Мой милый
Я милого узнаю по походке:
Он ходит в беленьких штанах,
А шляпу носит он панаму,
Ботиночки он носит на шипах.
Ты скоро меня, миленький, разлюбишь,
Уедешь в дальние края.
Ко мне ты больше не вернешься –
Зачем мне фотокарточка твоя?
Сухою бы я корочкой питалася,
Сырую воду б я пила,
Тобой бы, ненаглядный, любовалася –
И этим бы я счастлива была.
Сними же мне ты комнатку сырую,
Чтоб в ней могла я потихоньку жить.
Найди себе ты милую другую,
Чтоб так могла, как я, тебя любить!
Я милого узнаю по походке:
Он ходит в беленьких штанах,
А шляпу носит он панаму,
Ботиночки он носит на шипах.
Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. (Золотая коллекция).
Контаминация с песней "Сухой бы я корочкой питалась", которая, вообще говоря, поется на другую мелодию - по крайней, мере, в репертуаре Жанны Бичевской. В данном случае, конечно, надо петь всю песню на мотив "Я милого узнаю по походке".