Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Песни

  • Список тем link
  • ПОСТОЙ, ПАРОВОЗ!

    Летит паровоз по долинам, по взгорьям,
    Летит он неведомо куда.
    Мальчонка назвал себя жуликом и вором,
    И жизнь его - вечная игра.

    Постой, паровоз, не стучите, колеса,
    Кондуктор, нажми на тормоза.
    Я к маменьке родной с последним приветом
    Хочу показаться на глаза.

    Не жди меня, мама, хорошего сына,
    Твой сын не такой, как был вчера.
    Меня засосала опасная трясина,
    И жизнь моя - вечная игра.

    А если посадят меня за решетку,
    В тюрьме я решетку пропилю,
    И пусть луна светит своим продажным светом,
    А я все равно убегу.

    А если заметит тюремная стража,
    Тогда я, мальчишечка, пропал.
    Тревога и выстрел, и вниз головою
    Под стену тюремную упал.

    Я буду лежать на тюремной кровати,
    Я буду лежать и умирать.
    И ты не придешь, моя милая мама
    Меня обнимать - целовать.

    Летит паровоз по долинам, по взгорьям,
    Летит он неведомо куда.
    Я к маменьке родной, больной и голодной,
    Спешу показаться на глаза.

    Постой, паровоз, не стучите, колеса,
    Есть время взглянуть судьбе в глаза.
    Пока еще не поздно сделать остановку.
    Кондуктор, нажми на тормоза.

    Неизвестный источник

    Первоначально песня не была блатной - см. дореволюционную "Вот тронулся поезд" из репертуара Жанны Бичевской, о судьбе солдата. На основе этой старой песни где-то в 1930-е годы и был создан "Постой, паровоз!" Иногда Жанну Бичевскую обвиняют в том, что она сама придумала свою песню, переделав из "Постой, паровоз!" (см., например, интервью с исполнителем Андреем Рублевичем в альманахе "Русский Париж" № 2 (74), 2002; Рублевич относит появление "Паровоза" к 1950-м гг.), но это опровергается тем, что старая песня известна в нескольких вариантах - кроме варианта Бичевской есть еще, по крайней мере, один казачий, который доныне исполняется.

    Существует женский вариант - "Девчонка" ("Летит паровоз по долинам и горам..."). Аналогичные строфы о побеге есть и в других песнях - например, в одном из вариантов "Луна озарила зеркальные воды", которая поется на ту же мелодию, но немного медленнее.

    Исполнение Тимура Миронова, передача "В нашу гавань заходили корабли", "5 канал", 2.05.2009:

    ЛЕТИТ ПАРОВОЗ ПО ДОЛИНАМ И ВЗГОРЬЯМ…

    Из сборника Фимы Жиганца «Блатная лирика», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001, с. 84-86.

    Впервые широкая публика смогла по достоинству оценить эту замечательную песню благодаря фильму Леонида Гайдая «Операция Ы». Там её в адаптированном и изменённом виде исполнил Юрий Никулин — «Постой, паровоз, не стучите, колёса...» В уголовном мире это произведение известно ещё в 30-е годы. Как и многие другие, «Летит паровоз» является, переработкой — на этот раз известной до революции песни «Вот тронулся поезд в далёкую сторонку» (она сохранилась в репертуаре Жанны Бичевской). В оригинале речь идёт о солдате, которому дали отпуск для прощания с матерью перед отправкой на фронт:

    «Вот тронулся поезд в далёкую сторонку —
    Кондуктор, нажми на тормоза:
    Я к маменьке родной с прощальным поклоном
    Спешу показаться на глаза.

    Летит паровоз по долинам и взгорьям,
    Летит он неведомо куда;
    Я к маменьке родной заеду ненадолго,
    А срок мне представлен на три дня.

    Прости меня, мама, Прости, дорогая! —
    Вот всё, что я маме скажу.
    Теперь я не знаю, в которую минуту
    Я буйную голову сложу...»

    Уркаганский мир придал песне несколько иную окраску. В марте 1996 года в «Комсомольской правде» было напечатано интервью с питерским литератором Николаем Ивановским, который как бы между прочим утверждал, что песню «Постой, паровоз» написал именно он. Ивановский родился в 1928 году, а создание песни относит к 1946 году, когда ему было 18 лет. В то время Ивановский отбывал наказание в местах лишения свободы, был рецидивистом позже участвовал в резне «честных вopoв» и «сук». Ивановский - член Союза писателей, автор нескольких прозаических книг, но, к сожалению, приходится признать, что претензии на авторство «Паровоза» со стороны Ивановского совершенно безосновательны. Литератор даже не удосужился познакомиться с историей песни, которую цитировали ещё арестанты довоенного времени. А уж городской дореволюционный романс и вовсе развеивает всякие мифы об «авторстве» Ивановского.

    ***

    Летит паровоз по долинам и взгорьям,
    Летит он неведомо куда.
    Мальчишка назвал себя жуликом и, вором,
    И жизнь его — вечная игра.

    Постой, паровоз, не стучите, колёса,
    Кондуктор, нажми на тормоза!
    Я к маменьке родной с последним приветом
    Спешу показаться на глаза.

    Не жди меня, мама, хорошего сына —
    Твой сын не такой, как был вчера:
    Меня засосала опасная трясина,
    И жизнь моя — вечная игра.

    А если посадят меня за решётку,
    В тюрьме решётку я прорву. (1)
    И пусть луна светит своим продажным светом —
    А я, всё равно я убегу!

    А если заметит тюремная стража —
    Тогда я, мальчишечка, пропал:
    Тревога и выстрел — и вниз головою
    Сорвался с баркаса (2) и упал.

    Я буду лежать на тюремной кровати,
    Я буду лежать и умирать…
    А ты не придёшь ко мне, родная мама, (3)
    Меня приласкать, поцеловать.

    Летит паровоз… и т. д.

    Две последние строки куплетов повторяются

    (1) Вариант — «Свободу я в сердце сберегу».
    (2) Баркас, барказ — тюремная стена (устаревш.). Вариант — «с карниза». Любопытно, что на «старой фене» было два разных обозначения стены в зависимости от её «функций»: «баркас» — стена тюремная, и «батис» — стена в магазине, банке или других объектах для краж с проломом. Сейчас оба слова — забыты.
    (3) Вариант – «А ты не придёшь ко мне, милая мамаша», «И вы не придёте, любимая мамаша» и пр.

    Историю дискуссии о дореволюционном происхождении песни см. Фима Жиганец "Паровозный детектив: хроника битвы" (2006).

    ВАРИАНТЫ (5)

    1. Постой, паровоз!

    Летит паровоз по долинам, по взгорьям,
    Летит он неведомо куда.
    Мальчишка назвал себя жуликом и вором,
    И жизнь его — вечная игра.

    Постой, паровоз, не стучите колеса,
    Кондуктор, нажми на тормоза!
    Я к маменьке родной с последним приветом
    Хочу показаться на глаза.

    Не жди меня, мама, хорошего сына!
    Твой сын не такой, как был вчера.
    Меня засосала опасная трясина,
    И жизнь моя — вечная игра.

    А если посадят меня за решетку,
    В тюрьме я решетку пробью,
    И пусть луна светит своим продажным светом,
    А я все равно убегу...

    А если заметит тюремная стража,
    Тогда я, мальчишечка, пропал.
    Тревога и выстрел, и вниз головою
    Под стену тюремную упал.

    Я буду лежать на тюремной кровати,
    Я буду лежать, умирать.
    И вы не придете, любимая мамаша,
    Меня перед смертью целовать.

    Летит паровоз по долинам, по взгорьям,
    Летит он неведомо куда.
    Я к маменьке родной, больной и голодный,
    Спешу показаться на глаза.

    Блатная песня: Сборник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

    Близкий вариант:

    Летит паровоз по долинам, по взгорьям...

    Летит паровоз по долинам, по взгорьям,
    Летит он неведомо куда.
    Мальчишка назвал себя жуликом и вором,
    И жизнь его — вечная игра.

    Постой, паровоз, не стучите колеса,
    Кондуктор, нажми на тормоза!
    Я к маменьке родной с последним приветом
    Хочу показаться на глаза.

    Не жди меня, мама, хорошего сына!
    Твой сын не такой, как был вчера.
    Меня засосала опасная трясина,
    И жизнь моя — вечная игра!

    А если посадят меня за решетку,
    В тюрьме я решетку пробью,
    И пусть луна светит своим прощальным светом,
    А я все равно убегу.

    Но если заметит тюремная стража,
    Тогда я, мальчишечка, пропал.
    Тревога и выстрел, и вниз головою
    Под стену тюремную упал.

    Я буду лежать на тюремной кровати,
    Я буду лежать, умирать.
    И вы не придете, родная мамаша,
    Меня в дальний путь провожать.

    Летит паровоз по долинам, по взгорьям,
    Летит он неведомо куда.
    Я к маменьке родной, больной и голодный,
    Спешу показаться на глаза.

    Как на Дерибасовской... Песни дворов и улиц. Книга первая / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Издательский дом "Пенаты", 1996, с. 251-253.

    2. Постой, паровоз!

    Летит паровоз по долинам по взгорьям,
    Летит он неведомо куда.
    Мальчонка назвал себя жуликом и вором,
    И жизнь его - вечная тюрьма.

    Постой, паровоз, не стучите, колеса,
    Кондуктор, нажми на тормоза...
    Я к матери родной, больной и голодный,
    Хочу показаться на глаза.

    Не жди меня, мама, хорошего сына.
    А жди меня - жулика, вора...
    Меня засосала тюремная трясина
    И жизнь моя - вечная тюрьма.

    А если посадят меня за решетку -
    В тюрьме я решетку пропилю...
    И пусть луна светит своим продажным светом,
    А я все равно же убегу.

    А если заметит тюремная стража,
    Тогда я, мальчонка, пропал!
    Тревога и выстрел, и вниз головою
    С баркаса я сорвался и упал.

    Я буду лежать на тюремной кровати,
    Я буду лежать и умирать...
    А ты не придешь ко мне, милая мамаша,
    Меня обнимать и целовать.

    Летит паровоз по долинам, по взгорьям,
    Летит он неведомо куда.
    Мальчонка назвал себя жуликом и вором,
    И жизнь его - вечная тюрьма.

    Постой, паровоз, ну, не стучите, колеса!
    Кондуктор, нажми на тормоза!
    Я к матери родной с последним поклоном
    Хочу показаться на глаза.

    Расшифровка фонограммы в исп. В. Высоцкого (1963-64 гг.)

    3. Постой, паровоз
    Из кинофильма "Операция Ы"

    Постой, паровоз, не стучите, колеса,
    Кондуктор, нажми на тормоза.
    Я к маменьке родной с последним приветом
    Спешу показаться на глаза.

    Не жди меня, мама, хорошего сына,
    Твой сын не такой, как был вчера:
    Меня засосала опасная трясина,
    И жизнь моя - вечная игра.

    Постой, паровоз, не стучите, колеса,
    Есть время взглянуть судьбе в глаза.
    Пока еще не поздно нам сделать остановку,
    Кондуктор, нажми на тормоза.

    4. С последним приветом

    Постой, паровоз, не стучите колеса.
    Кондуктор, нажми на тормоза!..
    Я к маменьке родной с последним приветом
    Спешу показаться на глаза.

    Не жди меня, мама, хорошего сына.
    Твой сын не такой, как был вчера.
    Меня засосала опасная трясина,
    И жизнь моя — вечная игра.

    Уж скоро я буду в тюрьме за решеткой.
    Стальную решетку не порву.
    И пусть вдоволь светит луна манящим светом,
    Я все равно отсюда не сбегу.

    И скоро я буду в тюремной больнице
    На койке продавленной страдать.
    И ты не приедешь ко мне, мама родная.
    Меня приласкать, поцеловать.

    А после я лягу в иную постельку,
    Укроюсь сыпучей землей.
    И ты не придешь ко мне, мама родная,
    Узнать, где сыночек дорогой.

    Постой, паровоз, не стучите колеса!
    Есть время взглянуть судьбе в глаза.
    Пока еще не поздно нам сделать остановку,
    Кондуктор, нажми на тормоза!

    Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. – (Золотая коллекция).

    5.

    1. Постой, паровоз, не стучите, колеса,
    Кондуктор, нажми на тормоза!
    Я к маменьке родной, больной и голодной,
    Спешу показаться на глаза.

    2. Не жди меня, мама, хорошего сына,
    Твой сын не такой, как был вчера.
    Меня засосала опасная трясина,
    И жизнь моя — вечная игра!

    3. А если я сяду в тюрьму за решетку,
    В тюрьме я решетки все прорву.
    И пусть луна светит своим продажным светом,
    А я всё равно убегу!

    4. А если я лягу в тюремную постельку,
    Я буду страдать и умирать.
    И вы не придете ко мне, мать родная,
    Меня приласкать, поцеловать.

    5. Постой, паровоз, не стучите, колеса,
    Есть время взглянуть судьбе в глаза.
    Я к маменьке родной с последним приветом
    Спешу показаться на глаза.

    Две последние строки куплетов повторяются

    Павленко Б.М. «На Дерибасовской открылася пивная...»: песенник: популярные дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - (Любимые мелодии). C. 77.

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!