Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Песни

  • Список тем link
  • МАМОЧКА, МАМА, ПРОСТИ, ДОРОГАЯ...

    Мамочка, мама, прости, дорогая,
    Что дочку-воровку на свет родила!
    С вором ходила, вора любила.
    Он воровал, воровала и я.
    С вором ходила, вора любила.
    Вор воровал, воровала и я.

    Раз темной ночкой пошли мы на дело.
    Вор погорел, погорела и я.
    Ах, вор вот оторвался, а я не успела,
    И в уголовку забрали меня.
    Вор оторвался, а я не успела,
    И в уголовку забрали меня.

    Пытал меня мусор, крыса позорная:
    "Рассказывай, сука, с кем в деле была!"
    А я отвечала гордо и смело:
    "Это душевная тайна моя!"
    А я отвечала гордо и смело:
    "Это душевная рана моя!"

    Мамочка, мама! Увидишь ты вора,
    Скажешь ему - я в тюрьме умерла, ай...
    С вором ходила, вора любила.
    Гуляй, мой парнишка, не выдам тебя!
    С вором ходила, вора любила.
    Гуляй, мой хороший, не выдам тебя!

    Мамочка, мама, прости, дорогая,
    Что дочку-воровку на свет родила!
    С вором ходила, вора любила.
    Он воровал, воровала и я.
    С вором ходила, вора любила.
    Вор воровал, воровала и я.

    Расшифровка фонограммы в исп. Любы Успенской (198? г.)

    Есть много вариантов. Песне уже более века - она появилась в годы первой русской революции. Первоначально пелось о революционерке и жандармах (см. песню о Марии Спиридоновой, 1906 год). Почти без сомнения, что именно легендарная эсерка-террористка Мария Спиридонова была первой героиней песни. Спиридонова разрядила револьвер в советника тамбовского губернского правления Гавриила Луженовского, который руководил подавлением крестьянских восстаний на Тамбовщине. И в блатных, и в партизанских вариантах встречаются подробности ареста и допроса Спиридоновой, в далеком 1906 году потрясшие Россию ("череп проломленный, глаз не видать", "били нагайкой" - позднее стало "били наганом"). Такое обращение с арестованными было дикостью для довольно либеральной России того времени, не говоря уже о том, что Спиридонова была дворянкой. Источником мелодии, вероятно, стала песня "Умер бедняга в больнице военной..." Якова Пригожего на стихи Константина Романова - фрагментами она совпадает по тексту песней о Спиридоновой и ее наиболее "архаичными" переработками о воровке:

    "Умер бедняга в больнице военной" - "Скучно и мрачно в больнице тюремной"
    "И протянул к нему с плачем ручонки" - "Опухшую руку она протянула"
    "Горько заплакала мать" - "А матери слезы рекой покатились"

    Современная "Мамочка, мама..." поется не на ту мелодию, на которую пелась "Умер бедняга", и даже по размеру эти мотивы не совсем совпадают: четные строки у "Мамочки" длиннее. Но, что примечательно: в записях воровской песни зафиксированы куплеты с укороченной четной строкой - как это было в "Умер бедняга", - перемешанные с куплетами "современной длины", то есть два стихотворных размера в пределах одной песни. Какое-то время мелодии сосуществовали, пока окончательно не устоялся современный мотив.

    Версии о воровке появились не позднее середины 1920-х годов (известна публикация 1926 года в Иркутске), а к началу 1930-х воровская песня фиксируется уже более-менее в современном виде. Видимо, тогда и поменялось первоначальное "не плачь, дорогая!" на "прости, дорогая!" - в ранних версиях героиня утешала мать, а в поздних извиняется.

    В реальной истории справедливость восторжествовала: палачей Марии эсеры застрелили в том же 1906 году, а ее саму освободила Февральская революция. В 1941 году Спиридонова погибла от НКВДшной пули в числе других заключенных Орловской тюрьмы. А песня "ушла на фронт" - в годы Великой Отечественной в ней пелось о девушке-партизанке. Какие времена, такие герои. Сейчас сложили бы о русской шахидке ("С чеченом ходила, чечена любила") или анархо-феминистке ("Мамочка, мама, не плачь, дорогая, Что анархистку на свет родила...")

    ВАРИАНТЫ (6)

    1. Мамочка, мама, прости, ради бога…

    Старая уголовная песня. Относится, скорее всего, к началу 30-х годов. Наиболее ранний вариант записан студенткой ВРЛУ Н. Холиной в камере Московского уголовного розыска в 1932 году. В качестве приложения этот ранний текст приводится в нашем издании. Дмитрий Сергеевич Лихачёв цитирует «Мамочку» в одной из своих статей 1933 года. Чрезвычайно популярна среди уголовниц. В эстрадном варианте наиболее известно исполнение «Мамочки» певицей Любовью Успенской. Ниже я привожу один из самых «древних» вариантов песни — в том виде, который мне удалось восстановить. Думается, он относится к самому началу 30-х, когда движение «честных воров» только зарождалось. По «воровскому закону», «мокрушничество» (преступление с убийствам) считается «недостойным» настоящего уголовного профессионала, тем более «вора». К моменту создания «Мамочки» этот тезис, как видно, ещё не полностью сформировался.

    ***
    Мамочка, мама, прости, ради Бога,
    Что дочка воровкой на свет родилась.
    С вором ходила, вора любила
    И воровайкой (1) сама назвалась.

    Раз тёмной ночью мы фрея (2) прибрали, (3)
    Фрей кипишнулся, (4) и нас засекли.
    Вор проканал, (5) а меня зачурали (6)
    И в уголовку (7) менты сволокли. (8)

    Бил и допрашивал агент с наганом: (9)
    С кем ты на мокром, (10) паскуда, была?
    Я же так гордо ему отвечала:
    Это душевная тайна моя».

    Мамочка, мама, увидишь ты вора,
    Скажешь ему – я в тюрьме умерла.
    С вором ходила, вора любила,
    Гуляй же, мой мальчик, не выдам тебя.

    Две последние строки повторяются

    (1) Воровайка — воровка.
    (2) Фрей — то же, что «фраер» в старом значении: жертва, человек, далёкий от блатного мира.
    (3) Прибрать — убить.
    (4) Кипишнуться — поднять шум, крик.
    (5) Проканать — притвориться невиновным и избежать наказания.
    (6) 3ачурать — арестовать («старая феня»).
    (7) Уголовка — уголовный розыск.
    (8) Сволокли – доставили. Современный вариант этого куплета звучит иначе:
    «Раз тёмной ночкой пошли мы на дело;
    В деле был вор, а на шухере – я.
    Вор оторвался, а я не успела,
    И в уголовку забрали меня».

    (9) Вариант – «Бил меня агент, бил и начальник».
    (10) Мокрое, мокрое дело, мокряк – убийство.

    Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 190-192.

    2. Скучно и мрачно в больнице тюремной...

    Скучно и мрачно в больнице тюремной.
    Сумрачный день сквозь решетку глядит.
    Бедная Оля тихонько проснулась,
    Видит - мамаша стоит:

    "Бедная мама, прости, дорогая,
    Дочку-воровку свою!
    Я умираю так гордо и смело,
    Тайну скрывая свою.

    Он сплитовал, а меня задержали,
    И в уголовку меня привели.
    Долго допрашивал агент из МУРа:
    "С кем ты вчера на мокрухе была?
    Я отвечала так гордо и смело:
    "Это душевная тайна моя!"

    Били легавые, били наганом,
    Бил и начальник в то время меня,
    Я отвечала так гордо и смело:
    "Это душевная тайна моя!"

    Милая мама, прости, дорогая,
    Скоро умру теперь я.
    Если увидишь ты вора на воле,
    То передай, что, любя, умерла."

    ЦГАЛИ, ф.483, оп.1, ед. хр. 509. Записано в 1932 г. студенткой ВРЛУ Н. Холиной (МУР, камера).

    В сборнике Фимы Жиганца "Блатная лирика", Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001, с. 193. - этот же текст дан с комментарием: "Сплинтовать - также сплетовать: убежать. Устаревшая "феня", 30-е годы. Существовала шутливая присказка - Шухер на бану: метёлка сплетовала! То есть - шум на вокзале: сбежала подозрительная девица".

    3. Мрачно и сыро в больнице тюремной...

    Мрачно и сыро в больнице тюремной,
    Мрачно и сыро в больнице сырой...
    А на кровати лежала девчонка
    С разбитою грудью, разбитой рукой.

    Опухшую руку она протянула,
    Увидела мать, попросила воды...
    "Прости меня, мама! Прости, дорогая -
    Все это мальчишки меня довели.

    Я встретила вора, вора на свободе,
    Вор воровал, воровала и я.
    Вор воровал, а я продавала.
    Вор убежал, а поймали меня.

    Пытал меня мусор, крыса позорная:
    "Рассказывай, сука, с кем в деле была?"
    А я отвечала гордо и смело -
    Это душевная тайна моя!

    Если ты встретишь вора на свободе,
    То передай - я в тюрьме умерла,
    И, умирая, гордо шептала:
    "Мой милый мальчишка, не выдам тебя."

    Мрачно и сыро в больнице тюремной,
    Мрачно и сыро в больнице сырой...
    А у порога лежал труп девчонки
    С разбитою грудью, разбитой рукой...

    Записано И. Бордусенко в 1977-79 гг. (с. Таганча, ИТК-68).

    4. Мама, мама, мама дорогая!..

    Мама, мама, мама дорогая!
    Прости, что воровку на свет родила.
    С вором я ходила, вора я любила,
    Вор воровал, воровала и я.

    Как-то раз пошли мы с ним на дело,
    Вор погорел, погорела и я.
    Вор оторвался, а я не успела
    И уголовка стащила меня.

    Бил меня начальник, бил меня надсмотрщик -
    Только плакала бедная я.
    А теперь лежу я в тюремном лазарете
    Вся в синяках, избитая я.

    Мама, мама, если вора встретишь,
    Скажи, что воровка в тюрьме умерла,
    А, умирая, шептала при этом:
    "Милый мой мальчик, не выдам тебя..."

    Мама, мама, мама дорогая!
    Прости, что воровку на свет родила.
    С вором я ходила, вора я любила,
    Вор воровал, воровала и я.

    Расшифровка фонограммы в исп. А. Северного (1978 г.)


    5. Тихо и мрачно в тюремной больнице...

    Тихо и мрачно в тюремной больнице,
    Сумрачный день сквозь решетки глядит,
    И перед дочерью бледной и хилой
    Мать ее, с плачем старушка стоит.

    Дочка ее там Тамара лежала
    В тяжком бреду и в глубоких слезах,
    С грудью пробитой, бессвязно болтая,
    Череп проломленный, глаз не видать.

    Чуть пробудилась, от бреда очнулась,
    Пить попросила, увидела мать,
    И протянула худые ручонки,
    Чтобы обнять престарелую мать.

    А матери слезы рекой покатились,
    Всё орошило лицо ее, грудь.
    "Полно, родная, не плачь ты так сильно.
    Дочку Тамару свою позабудь.

    Ох, мама ты, мама моя родная,
    Это последняя просьба моя:
    Если увидишь его на свободе,
    То передай - за него умерла.

    Мы погорели с ним на мокрухе.
    Он погорел, погорела и я.
    Он плитовал, а меня задержали
    И в уголовку забрали меня.

    Долго допрашивал начальник с наганом
    С кем я в то время на деле была.
    А я отвечала гордо и смело:
    Это душевная тайна моя."

    Текст из сб.: Хандзинский Н. "Блатная поэзия", Сибирская живая старина, Иркутск, 1926 (С. 72-73).

    Череп проломленный, глаз не видать - в точности сохранились подробности из старой песни о Марии Спиридоновой (ср. воспоминания Спиридоновой: «Один глаз ничего не видел, и правая часть лица была страшно разбита. Они нажимали на нее и ехидно спрашивали: "Больно, дорогая? Ну скажи, кто твои товарищи?"»).

    6. Гуляй, мой хороший!

    Мамочка-мама, прости, дорогая,
    Что дочку-воровку на свет родила!
    Вора любила, за вором ходила,
    Вор воровал, воровала и я.

    Раз, темной ночкой, пошли мы на дело,
    В деле был вор, а на шухере я.
    Вор оторвался, а я не успела,
    И в уголовку забрали меня.

    Мусор пытал меня, крыса позорная:
    «Сказывай, сука, с кем в деле была?»
    А я отвечала гордо и смело:
    «Это душевная тайна моя!»

    Мамочка-мама, прости, дорогая,
    Что дочку-воровку на свет родила!
    Вора любила, за вором ходила,
    Гуляй, мой хороший, не выдам тебя!

    Блатная песня: Сборник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!

    • 1DD.ru ©® 2023
    • Песни для детей | Детский портал