Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Песни

  • Список тем link
  • ТРИ ГУДОЧКА

    Три гудочка прогудело,
    Все на фабрику идут.
    А чекисты в это время
    Все облаву ведут.

    В этой маленькой облаве
    Наш Ванюша попал,
    Окруженный легашами,
    В уголовку шагал.

    Привели, посадили,
    Сперва думал — шутя.
    А потом объявили:
    — Расстреляют тебя!

    Двери камеры открылись,
    Входит шайка палачей,
    И Ванюшу потащили
    К смертной казни своей.

    Только вышли в переулок,
    Кто-то крикнул: «Беги!»
    Двадцать пуль ему вдогонку,
    Семь осталось в груди.

    А наутро в переулке
    Труп Ванюши нашли.
    Он был в кожаной тужурке,
    На ногах сапоги.

    Забодали мы тужурку,
    Забодали сапоги
    И купили по пол-литру,
    На поминки пошли.

    На столе лежит покойник,
    Ярко свечи горят.
    Это был убит разбойник,
    За него отомстят.

    Разузнал о том поселок
    И проведала шпана.
    Семь легавых утопила
    За Ванюшу-вора.

    Три гудочка прогудело,
    Все уж с фабрики идут.
    А семь легавых в это время
    На кладбище везут.

    Блатная песня. М.: Эксмо, 2002.

    На мотив "Позабыт-позаброшен" (там же см. ноты) - некоторые фрагменты этих песен совпадают. См. также песню "Пришел уж час - пора расстаться...", где есть такой куплет:

    Меня схватили, посадили
    И все как будто бы шутя,
    А на утро заявили,
    Расстреляем мы тебя.

    Исследователь уголовного фольклора Фима Жиганец относит появление "Трех гудочков" к середине 1920-х гг. Академик Дмитрий Лихачев вспоминает, что песня пользовалась популярностью на Соловках, где он сидел в 1928-31 гг. В приводимом им варианте действие происходит в Фонарном переулке в Ленинграде:

    «Фольклор Соловков существовал только в пределах самого монастыря, где были более сносные условия в силу показухи, или, как говорили зеки, “туфты”, которую устраивало начальство для гостей.

    Прежде всего это были песни. Песни разные. Вроде такой:

    В Фонарном переулке
    труп убитого нашли.
    Он был в кожаной тужурке
    с большой раной на груди...
    Он лежит и не дышит
    на холодной земле.
    Двадцать девять ран имеет
    на усталой голове...

    Далее в форме баллады разворачивается драматический сюжет гибели героя. Это пример воровского фольклора царских тюрем и ссылок, который еще существовал на Соловках в конце 20-х годов.

    Бытовали песни литературного происхождения, исполнявшиеся популярными в те годы певцами, и в первую очередь Леонидом Утесовым: “Гоп со смыком это буду я...”, “Мы со Пскова два громилы...”» (Цит. по газете "Первое сентября", 1999, №77).

    ДУРОЧКА ИЗ ФОНАРНОГО ПЕРЕУЛОЧКА

    Из книги Наума Синдаловского «На языке улиц. Рассказы о петербургской фразеологии». М.: Центрполиграф, 2006. С. 74-76.

    Скверная репутация переулка, который протянулся от набережной реки Мойки к набережной канала Грибоедова, начала складываться в конце XVIII века, когда его из Материальной улицы переименовали в переулок и назвали Фонарным, то ли из-за Фонарного питейного дома, то ли из-за фонарных мастерских, находившихся поблизости. Правда, до конца XIX века это название не вызывало непристойных ассоциаций, пока вдруг, по необъяснимой иронии судьбы, здесь не начали появляться один за другим публичные дома с «соответствующими им эмблемами в виде красных фонарей». Безобидные и даже вызывающие некоторую гордость фонари приобретали дурной смысл. Обеспокоенные домовладельцы обратились в Городскую думу с просьбой о возвращении переулку его первоначального названия. Дело будто бы дошло до императора. В резолюции Николая II, если верить легенде, было сказано, что «ежели господа домовладельцы шокированы красными фонарями на принадлежащих им домах, то пусть не сдают свои домовладения под непотребные заведения».

    В 1870—1871 годах в Фонарном переулке по проекту архитектора П.Ю. Сюзора были построены так называемые народные «Фонарные» бани, принадлежавшие М.С. Воронину. В свое время бани были знамениты своим великолепным убранством — мраморными ваннами, зеркалами, пальмами. В народе их называли «Бани на Фонарях», или просто «Фонари». Бани пользовались популярностью. Однако слава о них ходила не самая лестная. Поговаривали о свальном грехе, о массовых оргиях и прочих шокирующих деталях запретного быта.

    Все это вместе взятое создавало особую атмосферу, которой побаивались добропорядочные обыватели. Фонарного переулка сторонились. Он и в самом деле становился очагом уголовщины центрального района:

    В Фонарном переулке труп убитого нашли.
    Он был в кожаной тужурке с большой раной на груди.
    Он лежит и не дышит на холодной земле.
    Двадцать ран имеет на усталой голове.

    Широко известно было в Петербурге и знаменитое «Дело Фонарного переулка», когда некими революционерами-экспроприаторами была ограблена повозка с огромной суммой банковских денег. Не обошлось без взрыва самодельных бомб, перестрелки с полицейскими и жертв среди мирных жителей. Все это лишь упрочило скандальную репутацию Фонарного переулка.

    Даже в советское время, когда публичные дома с красными фонарями бесследно исчезли, а над баней был установлен неусыпный контроль пролетарской общественности, в городском фольклоре следы недавнего прошлого сохранились. До сих пор в адрес девочек сомнительного поведения в вызывающе коротких юбочках можно услышать питерскую дразнилку: «Дурочка с Фонарного переулочка».

    ВАРИАНТЫ (2)

    1. Ванюша (Три гудочка)

    Шесть часов уж пробило,
    Три гудочка гудут,
    А легавые поутру
    На облаву идут. (1)

    И в одну из облав
    Наш Ванюша попал,
    Под ментовским он конвоем
    В уголовку шагал.

    Привели, посадили,
    А он думал — шутя.
    А наутро объявили:
    «Расстреляем тебя».

    А мамаша узнала,
    Что Ванюша сидит.
    Её сердце подсказало,
    Что он будет убит.

    Мать пришла в уголовку,
    Но ответ был такой,
    Что сынок её Ванюша
    Не вернется домой.

    Двери камеры открылись,
    Два лягавых вошли
    И налётчика Ванюшу
    На расстрел повели.

    Вот ведут Ваню к казни,
    Кто-то крикнул: «Беги!»
    Двадцать пуль ему вдогонку -
    Семь застряло в груди.

    На другой день поутру
    Мы в газетах прочли,
    Что в Лиговском переулке
    Труп Ванюши нашли.

    На нём кожана тужурка,
    На нём кожаны штаны,
    На нём красная рубашка
    И семь ран на груди.

    Забодали (2) мы тужурку,
    Забодали штаны,
    И купили самогонки
    На поминки души.

    На столе лежит покойник,
    Свечи тускло горят.
    Это был убит разбойник,
    За него отомстят.

    Не прошло и недели,
    Кругом слухи пошли:
    Что в Лиговском переулке
    Двух лягавых нашли.

    Шесть часов уж пробило… и т. д.

    Две последние строки повторяются

    (1) Вариант -
    «Прогудело три гудочка, -
    На работу пора,
    А лягавые в то время
    Заряжали шпалера».

    (2) Забодать – продать (старый жаргон).

    Одна из старых уркаганских песен, предположительно середины 20-х годов. Исполнялась на мотив «Позабыт-позаброшен».

    Жиганец Ф. Блатная лирика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 93-94.

    В этом варианте завалили только двух ментов, а в предыдущем - семерых. С этой точки зрения предыдущий определенно радикальней.

    2. Три гудочка прогудело...

    Три гудочка прогудело,
    Все на фабрику идут.
    А чекисты в это время
    Все облаву ведут.

    В этой маленькой облаве
    Наш Арончик попал,
    Окруженный лягашами,
    В уголовку шагал.

    Привели, посадили,
    Сперва думал — шутя.
    А потом объявили:
    Расстреляют тебя.

    Двери камеры открылись.
    Входит семь палачей.
    И Арона потащили
    К смертной казни своей.

    Только вышли в проулок.
    Кто-то крикнул: "Беги!"
    Двадцать пуль ему вдогонку,
    Семь осталось в груди.

    А наутро в переулке
    Труп Арона нашли.
    Он был в кожаной тужурке,
    На ногах сапоги.

    Мы загнали тужурку
    И его сапоги,
    И купили два пол-литра,
    На поминки пошли.

    На столе лежит покойник,
    Ярко свечи горят.
    Так как был убит разбойник,
    За него отомстят!

    И проведала Одесса,
    И проведала шпана, -
    Семь лягавых утопло
    За Арона-вора.

    Три гудочка прогудело,
    Все с фабрики идут.
    А семь трупов лягавых
    На кладбище везут.

    Как на Дерибасовской... Песни дворов и улиц. Кн. 1 / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Пенаты, 1996. С. 49-51.

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!