Слова Антона Дельвига
Как разнесся слух по Петрополю,
Слух прискорбнейший россиянину,
Что во матушку-Москву каменку
Взошли варвары иноземные.
То услышавши, отставной сержант
Подозвал к себе сына милого,
Отдавал ему свой булатный меч
И, обняв его, говорил тогда:
«Вот, любезный сын, сабля острая
Неприятелей разил коей я,
Бывал часто с ней во сражениях,
Умирать хотел за отечество
И за батюшку Царя белого.
Но тогда уже перестал служить,
Как при Требио калено ядро
Оторвало мне руку правую.
Вот еще тебе копье меткое,
С коим часто я в поле ратовал.
Оседлай, мой друг, коня доброго,
Поезжай разить силы вражески
Под знаменами Витгенштейна,
Вождя славного войска русского.
Не пускай врага разорить Русь
Иль пусти его через труп ты свой»
7 сентября 1812
Требио - река в Италии, связанная с легендарным суворовским итальянским походом.
Ближайший лицейский друг Пушкина лифляндский барон Антон Дельвиг — один из создателей жанра «русских песен», а первая из них была в тот исторический момент, когда лицеисты-подростки 3 сентября наблюдали, как через Царское Сало проходят навстречу врагу петербургские ополченцы. А через несколько дней, как гром средь ясного неба, грянула весть о решении Кутузова сдать Москву. Сначала это был только слух, казавшийся неправдоподобным. Но именно 7 сентября, когда Дельвиг выразил свои чувства в стихах, Император получил депешу от московского генерал-губернатора Федора Ростопчина и был потрясен не менее, чем тринадцатилетний лицеист. В 1815 году Пушкин напишет стихотворение «Наполеон на Эльбе», в котором ощутимы отзвуки тех сентябрьских дней, а через много лет он пошлет Денису Давыдову свою «Историю Пугачева» с надписью: «Тебе, певцу, тебе, герою! / Не удалось мне за тобою / При громе пушечном, в огне / Скакать на бешеном коне...». То же самое желание выражено и в песне Дельвига.
Антология военной песни / Сост. и автор предисл. В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006. - под загл. "Русская песня" (авторское заглавие Дельвига).
Стихотворение стилизовано под русскую народную песню. Нет данных, исполнялось ли оно когда-либо в реальности как песня.