Слова А. Полежаева
Там, где свистящие картечи
Метала бранная гроза,
Лежит в пыли, на поле сечи
В три грани черная коса.
Она в крови и без ответа,
Но тайный голос произнес:
"Булат, противник Магомета,
Меня с главы девичьей снес!
Гордясь красой неприхотливой,
В родной свободной стороне
Чело невинности стыдливой
Владело мною в тишине.
Еще за час до грозной битвы
С врагом отечественных гор
Пылал в жару святой молитвы
Звезды Чир-Юрта ясный взор.
Надежда храбрых на Пророка
Отваги буйной не спасла,
И я во прах веленьем рока
Скатилась с юного чела!
Оставь меня!.. Кого лелеет
Украдкой нежная краса,
Тому на сердце грусть навеет
В три грани черная коса..."
1831
Музыка Н. П. Огарева (1854) и других композиторов. М. П. Мусоргский использовал текст для арии Мало в неоконченной опере "Саламбо" (1863-1866).
Александр Полежаев не был декабристом, но оказался в 1829 году, одновременно с Александром Бестужевым и Александром Одоевским рядовым на Кавказе за "дерзкую" поэму "Сашка". Во время службы в Москве вышло несколько его поэтических книг, в которых тема Кавказской войны занимает центральное место. Из песен самой большой популярностью пользовался "Сарафанчик" Полежаева-Гурилева, но и кавказские оставили свой след. В особенности "Песнь пленного ирокезца" и "Черная коса". В основе "Черной косы" - реальные события, свидетелем которых рядовой Полежаев стал 9 октября 1831 года во время штурма аула Чир-Юрт. Песня получила распространение среди терских казаков, вошла в "Сборник кавказских военных песен", составленный М. П. Колотилиным (Тифлис, 1907) и другие песенники.
Антология военной песни / Сост. и автор предисл. В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006