Все подружки веселятся,
Я печальная сижу,
Только есть одна отрада –
Из тюрьмы в окно гляжу.
А в тюрьме окно высоко,
Дверь железна заперта.
Ключник двери отворяет,
Писарь с книжкою идет:
«Ах ты, милая Маруся,
Тебя новый суд зовет».
Ты слетай-ка, белый голубь,
На родную сторону,
Расскажи моей мамаше:
Осудили тяжело.
Я не душу погубила,
В Сибирь-каторгу ушла,
Я студента полюбила
И в политику вошла».
В нашу гавань заходили корабли. Вып. 2. М., Стрекоза, 2000.
Женский вариант песни "Ничего в тюрьме не слышно..." (она же "Было время веселое").
В середине 19 века, в эпоху народничества, женщины стремительно вошли в революционное движение: в числе осужденных петрашевцев (1849) женщин-революционерок еще не было, но в романе Чернышевского "Что делать?" (1863) они уже есть. 24 января 1878 года Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Федора Трепова, а 1 марта 1881 года Софья Перовская организовала самую известную террористическую акцию народников - казнь Александра II. В начале 20 века эстафету "женского радикализма" переняли эсеры. В авторитарных партиях, даже революционных, роль женщин была гораздо скромней (фактически, их явно дискриминировали): большевичка Александра Коллонтай в конце 1917 г. получила пост нарком призрения, но в марте 1918 г. у нее пост забрали.
О женщинах в революционном движении см., например, "Это было давно", Песню о Марии Спиридоновой. Есть также много песен о женщинах в Гражданской войне 1917-1922 гг. (но там они фигурируют как рядовые участницы, да к тому же как исключение из правил; впрочем, у повстанцев были женщины-атаманши - сохранились их имена, но, жаль, песен о них не осталось).