Шумит ночной Марсель
В притоне «Трех бродяг»,
Там пьют матросы эль,
Там женщины с мужчинами жуют табак.
Там жизнь не дорога,
Опасна там любовь,
Недаром негр-слуга
Там часто по утрам стирает с пола кровь.
Трещат колоды карт,
И глух червонцев звук.
В глазах горит азарт,
И руки тянутся невольно к поясам, как вдруг...
В перчатках черных дама
Вошла в притон так смело
И негру приказала: -
Налей бокал вина.
Средь шума, гама, драки
За стол дубовый села
И стала пить c усмешкою
Совсем одна.
И в притоне «Трех бродяг»
Стало тихо в первый раз,
И никто не мог никак
Отвести от дамы глаз.
Лишь один надменный взор
В плен той дамой не был взят:
Жак Пьеро, апаш и вор,
Пил вино, как час назад.
Скрипку взял скрипач слепой,
Приподнес ее к плечу.
- Что ж, апаш, станцуй со мной,
Я танцую и плачу.
Шумит ночной Марсель
В притоне «Трех бродяг»,
Там пьют матросы эль,
Там женщины с мужчинами жуют табак.
В углу сидит апаш,
Забыл он все вокруг,
Он знать не хочет краж,
Он знать не хочет карт, ни девушек, как вдруг...
В перчатках черных дама
А с нею незнакомец
В цилиндре и во фраке
Вошли в притон.
Не стало слышно шума,
Замолкли шум и драки,
Когда рукой червонец
Бросил он.
И в притоне «Трех бродяг»
Стало тихо как в тот раз,
И никто не мог никак
Отвести от дамы глаз.
Лишь один надменный взор
В плен той дамой не был взят:
Жак Пьеро, апаш и вор,
Пил вино, как час назад.
Скрипку взял скрипач слепой,
Приподнес ее к плечу.
- Что ж, апаш, станцуй со мной,
Я за смерть твою плачу.
Там жизнь не дорога,
Опасна там любовь,
Недаром негр-слуга
Там часто по утрам стирает с пола кровь...
С фонограммы Максима Кривошеева, CD «В нашу гавань заходили корабли» № 3, «Восток», 2001.
Танго написано в 1924 году композитором Юрием Милютиным и драматургом Николаем Эрдманом (будущим автором сценария фильмов "Волга-волга" и "Веселые ребята"). Через год оно же было опубликовано с новым, идеологически выдержанным, но бессюжетным текстом Оскара Осенина о мрачной жизни марсельских рабочих. Текст этот пропагандировался официально, но в фольклоре не закрепился, в отличие от сюжетного текста Эрдмана.
АВТОРСКОЕ ИЗДАНИЕ ТАНГО
"Шумит ночной Марсель". Танго. Музыка Ю. Милютина. М., Собственность автора, б.г. [1924]. Отсутствует вкладыш с текстом. Вот то, что написано под нотными строками:
Шумит ночной Марсель
в притоне "Трех Бродяг"
там пьют матросы Эль
и девушки с мужчинами жуют табак...
...-са, как вдруг.
В перчатках черных дама
Вошла в притон и смело
служанке приказала подать вина...
...и в притоне "Трех Бродяг"
стало тихо в первый раз
и никто не мог никак
отвести от дамы глаз...
...и плачу.
Под нотами от руки карандашом дописан еще фрагмент:
Там жизнь не дорога
Опасна там любовь
И часто по утрам
Там негр слуга
Стирает с полу кровь
1. Шумит ночной Марсель...
Шумит ночной Марсель
В «Притоне трех бродяг»,
Там пьют матросы эль,
Там женщины жуют с мужчинами табак.
Там жизнь не дорога,
Коварна там любовь,
Недаром негр-слуга,
Когда забрезжит свет,
Стирает с пола кровь.
Трещат колоды карт,
И стук червонцев глух.
Сердца пьянит азарт,
А руки тянутся к ножам, как вдруг...
В наряде черном дама
Вошла в притон. И смело
Служанке приказала
Подать бокал вина.
Не слышно стало гаму,
Замолкли шум и драки,
Когда рукой червонец подбросила она.
И в «Притоне трех бродяг»
Стало тихо в первый раз,
И никто не мог никак
Отвести от дамы глаз.
Лишь один надменный взор
В углу, как нож, блестел:
Жан Дюкло, апаш и вор,
Пил вино, белей чем мел.
Скрипку взял скрипач слепой,
Приподнял ее к плечу.
- Что ж, апаш, танцуй со мной,
Только нынче я плачу...
В нашу гавань заходили корабли. Пермь, "Книга", 1996.
2.
1. Шумит ночной Марсель
В притоне "Tpex бродяг",
Там пьют матросы эль
И девушки с мужчинами жуют табак.
2. Там жизнь недорога,
Опасна там любовь,
Недаром негр-слуга
Там часто по утрам стирает с пола кровь.
3. Трещат колоды карт,
И глух червонцев стук,
Сердца пьянит азарт,
И руки тянутся за пояса. Как вдруг
4. В перчатках черных дама
Вошла в притон и смело
Служанке приказала
Подать вина.
5. Средь шума, драк и гама
За стол дубовый села
И пить с усмешкой стала
Совсем одна.
6. И в притоне "Трех бродяг"
Стало тихо в первый раз.
И никто не мог никак
Отвести от дамы глаз.
7. Лишь один надменный взор
Этой дамой в плен не взят.
Жан Дюкло, апаш и вор,
Пьет вино, как час назад.
8. Скрипку взял скрипач слепой,
Приподнял ее к плечу.
"Эй, апаш, танцуй со мной!
Я танцую и плачу!"
Апаш – хулиган, бандит.
Слова Н. Эрдмана, музыка Ю. Милютина – не позднее 1930 года.
Шел трамвай десятый номер… Городские песни. Для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). / Сост. А. П. Павлинов и Т. П. Орлова. СПб., "Композитор – Санкт-Петербург", 2005.
3. Шумит ночной Марсель…
Шумит ночной Марсель
В «Притоне трёх бродяг»,
Там пьют матросы эль
И девочки с мужчинами жуют табак.
Там средь вина и чар
Сильней горят глаза,
Царит всю ночь разврат
И руки тянутся к ножам за пояса.
Там жизнь недорога,
Опасна там любовь.
Недаром негр-слуга
Там часто по утрам стирает с пола кровь.
И в «Притоне трёх бродяг»
Стало тихо в первый раз,
И никто не мог никак
Оторвать от дамы глаз.
Лишь один надменный взор
В углу, как нож, блестел:
Жак Монах, апаш и вор,
Пил вино, белей, чем мел.
И, не допив вино,
Он к даме поспешил
И, сняв с плечей манто,
На быстрый танец незнакомку пригласил.
Но в этот самый миг
Открылась дверь в притон.
Раздался тихий вскрик,
И замолчал тотчас оркестра мерный звон.
И опять затих притон,
Увидав морского льва.
Это он – бесстрашный Джон.
Перед ним дрожит толпа.
Джон на этот раз не стал
Занимать отдельный стол.
На пороге он стоял,
Устремив на даму взор.
Под свист и гам, и шум
Джон выхватил кинжал
И вмиг без лишних дум
На Жака безоружного, как тигр, напал.
Но Жак успел схватить
Нож острый со стола
И в сердце поразить
Рассвирепевшего соперника-врага.
И упал бесстрашный Джон
Возле ног прекрасной Мэри.
Лишь успел сказать им он:
- Вы за мной закройте двери…
Шумит ночной Марсель
В «Притоне трёх бродяг»,
Там пьют матросы эль
А девочки с мужчинами жуют табак.
Антология студенческих, школьных и дворовых песен / Сост. Марина Баранова. – М.: Эксмо, 2007.