- Граждане, послушайте меня,
Гоп со смыком - это буду я.
Ремеслом я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня.
Жил-был на свете Гоп со смыком,
Он славился своим басистым криком,
Глотка была так здорова,
Что ревел он, как корова
И имел врагов он полмильона.
Сколько бы я, братцы, ни сидел,
Не было минуты, чтоб не пел -
Заложу я руки в брюки
И пою себе со скуки.
Что же, братцы, делать - столько дел!
Если я неправильно живу,
Попаду я к черту на Луну.
Черти там, как в русской печке,
Жарят грешников на свечке -
С ними я полштофа долбану!
В раю я на работу сразу выйду,
Возьму с собою фомку, ломик, выдру.
Деньги нужны до зарезу,
К Богу в гардероб залезу -
Я тебя намного не обижу!
Иуда Скариот в аду живет,
Гроши бережет - не ест, не пьет.
Падла буду, не забуду -
Покалечу я Иуду,
Знаю, где червонцы он кладет.
- Граждане, послушайте меня,
Гоп со смыком - это буду я.
Ремеслом я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня.
Две последние строки повторяются
Расшифровка фонограммы Алексея Козлова, аудиокассета «Пионерские блатные 2», ТОО «Московские окна ЛТД», 1998.
Вероятнее всего, песня написана в Киеве в начале 1920-х годов (расцвет бандитизма) в деклассированной и криминализованной среде бывших семинаристов или низшего духовенства. Первые записи относятся к середине 1920-х. Семинаристское происхожднение выдает эрудированность авторов в богословии, ирония над святыми и тема пьянства (ср. со старой студенческой песней "Там, где Крюков канал"). В пользу именно Киева свидетельствуют распространенность зачина "Родился на Подоле Гоп-со-смыком" и наличие украинизированных вариантов песни среди наиболее ранних известных ее вариантов. Одним из источников могла служить быть песня "Я парень фартовый..." о судьбе махновца - вариант более ранней песни о грабителе и убийце "Я родился быть фартовым...".
"Гоп со смыком", в свою очередь, вызвала многочисленные переделки. Подробнее об истории, вариантах и переделках см. Сергей Неклюдов ""Гоп-со-смыком" - это всем известно..." (2006) и Владимир Бахтин "Гоп со смыком" (1997).
Леонид Утесов, благодаря которому песня получила широкую популярность, исполнял ее в конце 1928-29 гг. в ленинградском Театре сатиры в спектакле о жизни железнодорожных воров "Республика на колесах" по пьесе Якова Мамонтова. Утесов играл главаря шайки Андрея Дудку - "президента республики на колесах". В том же спектакле Утесов пел "С одесского кичмана"; к этому периоду творчества исполнителя относятся и "Бублики". Дальнейшему распространению песни способствовала ее запись Утесовым на грампластинку в 1932 году.
Владимир Бахтин предполагал, что автором текста (а также автором текста "Мурки") мог быть одесский поэт Яков Ядов - автор текста "Бубликов" (в таком случае, песня должна была быть написана в Одессе), - но доказательств этому нет. См. статью Владимира Бахтина "Забытый и незабытый Яков Ядов" ("Нева", 2001, № 2).
Однажды прислали пару куплетов похожей песни на тот же мотив. Как-то она связана с "Гоп со смыком":
Говорят, у бога денег много
Только далека туда дорога
Хочет поп на небо прыснуть
А потом на землю сбрызнуть
Да не знает как туда добраться.
Спичку об коробку зажигает,
И под бочку с порохом бросает:
Бочка с копотью, со свистом,
Душка - поп на небо прыснул
Раком он летит, не унывая....
РОДИЛСЯ НА ПОДОЛЕ ГОП СО СМЫКОМ...
Глава из книги Фимы Жиганца "Блатная лирика", Ростов-на-Дону,
2001, с. 62-70 (даны ранний и классический варианты с нотами)
«Гоп со смыком» стоит в ряду известнейших блатных песен («Мурка», «Жили-были два громилы» и т.д.) В своё время старый гулаговский арестант, писатель Варлам Шаламов, назвал «Гоп со смыком» произведением «эпическим» и заметил при этом, что оно «отмирает». Однако явно поторопился. Нынче даже люди, абсолютно не знакомые с уголовными песнями, хоть краем уха да слышали это сочетание — «Гоп со смыком». Вариантов песни множество, немало куплетов самого разного содержания, и каждое поколение уркаганов добавляло что-то своё, а что-то — изменяло... Более подробно об этом — в комментарии к так называемому «классическому» варианту «Гоп со смыком». Здесь же скажу несколько слов о самом выражении. Что значит «гоп со смыком»? Аркадий Северный утверждал: «Так в Одессе раньше называли скрипачей. Смык — это смычок. Но это была ещё и кличка известного вора-домушника, который под видом музыканта ходил по богатым свадьбам, и когда гости все напивались так, что им становилось не до музыки, спокойно очищал дом или квартиру».
Это не более чем легенда. Начнём с того, что «Гоп» — песня вовсе не одесская и даже не киевская (хотя во многих вариантах упоминается киевский Подол). Родилась она в Центральной России. И выражение «гоп со смыком» — чисто русское. «Гоп», согласно «Толковому словарю» Даля, «выражает прыжок, скачок или удар». «Смык», по тому же Далю, — синоним слова «шмыг» и образован от глагола «смыкнуть» («шмыгнуть»). То есть «гоп со смыком» — мгновенный наскок и быстрое исчезновение нападавшего. Это характеристика двух воровских «специальностей». Первая — «гоп-стоп», т. е. уличный грабёж «на испуг», когда преступник налетает на жертву, грабит её (часто с ударом) и исчезает мгновенно. Вторая — квартирная кража без предварительной подготовки, которая ещё называется «скачок». В первом, оригинальном варианте, речь идёт именно о грабеже:
Залетели мы в контору,
Заорали: «Руки в гору!»
Позже в песне речь стала идти о «чистом» воровстве («Воровать — профессия моя»). Но, во всяком случае, ни о каких скрипачах и речи быть не может. «Герой» «канонического», позднего варианта — домушник, т. е. квартирный вор, который готов обокрасть и Иуду, и самого Господа Бога и даже в рай тащит свои инструменты — «фомку» и «выдру». В этом варианте много нового. Например, появляется явная «религиозная» окраска. Герой оказывается и у чертей, и в раю, по-своему осмысливая тамошние реалии. Авторы пытаются «логически» объяснить появление вора на Луне, куда, по их мнению, люди отправляются к чертям за грехи (в первом варианте урка направляется на Луну почему-то в поисках жены). Любопытно, что позже, под влиянием этого варианта «Гопа», в лагерном жаргоне появились выражения «отправить на Луну», «попасть на Луну» — что означало попросту расстрел.
Песня пользовалась в блатной среде такой бешеной популярностью, что появилось несчётное количество подражаний на ту же мелодию. В этой главе я привожу несколько арестантских переделок песни «Гоп со смыком».
Даже на воле возникали «агитационные» варианты, своеобразные отклики на сиюминутные события, например, на конфликт с японцами и финнами - «Финляндия нам тоже приказала: «Отдайте нам всю землю до Урала!» Неведомый автор тут же отвечает в духе «народной дипломатии»:
Я ебу японца в жопу
И насру на всю Европу!
Сунетесь - и вас мы разобьём!
Так что песенка эта не простая, а, можно сказать, украшение русского фольклора.
Гоп со смыком (ранний)
Оригинальный, один из наиболее ранних вариантов песни «Гоп со смыком».
***
Родился я у тёщи под забором,
Крестили меня черти косогором,
Старый леший с бородою
Обоссал меня водою,
Гоп со смыком он меня назвал.
Гоп со смыком — это буду я,
Это будут все мои друзья.
Залетели мы в контору,
Заорали: «Руки в гору —
А червонцы выложить на стол!»
Скоро я поеду на Луну,
На Луне найду себе жену.
Пусть она коса, горбата,
Лишь червонцами богата -
За червонцы я её люблю.
Что ж мы будем делать, как умрём?
Всё равно ведь в рай не попадём.
А в раю сидят святые,
Пьют бокалы наливные —
А я и сам бы выпить не дурак.
Родился под забором — там и сдохну.
Буду помирать, друзья, не охну.
Лишь бы только не забыться,
Перед смертью похмелиться —
А потом, как мумия, засохну!
Родился я у тёши под забором... и т. д.
Три последние строки куплетов повторяются
Гоп со смыком (классика)
А вот более поздний вариант песни «Гоп со смыком». Именно этот вариант (сокращённый) стал наиболее популярным благодаря исполнению Леонида Осиповича Утёсова. В начале 30-х годов вышла небольшим тиражом пластинка Утёсова с песнями «С одесского кичмана» и «Гоп со смыком». Купить их можно было только в магазинах Торгсина (торговля с иностранцами) в обмен на драгоценности или валюту.
Впрочем, этот вариант, даже с дополнительными куплетами, всё-таки неполный. В одной из лагерных переделок поётся: «Гоп со смыком» петь неинтересно: / Все двадцать три куплета нам известны...» А нам, к сожалению, нет. Но я работаю над восстановлением первоначального текста.
***
Родился на Подоле (1) Гоп со смыком, (2)
Он славился своим басистым криком.
Глотка у него здорова,
И ревел он, как корова -
Вот каков был парень Гоп со смыком! (3)
Гоп со смыком — это буду я,
Братцы, поглядите на меня: (4)
Ремеслом я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня.
Сколько бы я, братцы, ни сидел,
Не было минуты, чтоб не пел.
Заложу я руки в брюки (6)
И пою романс со скуки —
Что же будешь делать, если сел?
(Вот в тюрьме сидишь, себя ты судишь,
А по выходе с тюрьмы — забудешь.
Вновь берёшь ты карты в руки,
Целый день не носишь брюки -
Что же будешь делать, коль влетел? (7)
А проигравшись, нужно пить да пить,
Чтобы своё горе утопить.
Наливаешь в стопку водку,
Заливаешь водку в глотку —
Только успеваешь пить да пить.
Так без перерыва пьёшь и пьёшь,
Гражданам покоя не даёшь.
На трамвай бежишь-скакаешь,
Все карманы очищаешь,
И без «фонаря» уж не придёшь.
Но «фонарь» фартовому не страшен —
Я хожу, как будто разукрашен.
Если рожа не подбита,
Недостоин ты бандита -
Так уж повелось в шалмане нашем).
Если я неправедно живу,
Попаду я к чёрту на Луну.
Черти там, как в русской печке,
Жарят грешников на свечке —
С ними я полштофа долбану!
Буду пить с чертями наравне,
А когда не хватит водки мне,
Дрын дубовый я достану
И чертей калечить стану:
Почему нет водки на Луне?!
Иуда Скариотский там живёт,
Скрягой меж чертями он слывёт.
Гадом буду, не забуду,
Покалечу я Иуду —
Знаю, где червонцы он кладёт! (8)
А за то, что песенки пою, (9)
Может, побываю и в раю.
Пусть честные люди знают:
В рай все воры попадают –
Их там через чёрный ход пускают.
Кодексов в раю не существует,
Кто захочет — тот идёт ворует.
Рестораны, лавки, банки
Здесь открыты для приманки,
О ментах тут даже не толкуют!
В раю я на работу сразу выйду,
Возьму с собою «фомку», ломик, выдру. (10)
Деньги нужны до зарезу,
К Богу в гардероб залезу —
Я его на много не обижу!
Бог пускай карманы там не греет,
Что возьму, пускай не пожалеет.
Шубы, золото, караты,
На стенах висят халаты —
Дай нам Бог иметь, что Бог имеет!
(Святая Магдалина там жила,
Среди святых разврат она вела —
Бардачок она открыла,
Святых девок напустила,
По червончику за ночь брала). (11)
С этим свою песенку кончаю,
А всей братве навеки завещаю:
Вы же мой завет примите —
Пейте, нюхайте, курите,
На том свете все Господь прощает! (12)
Три последние строки куплетов повторяются
(1) Подол — район в Киеве. Вариант — «Родился на форштадте Гоп со
смыком». Форштадт — пригород, окраина (немецк., также идиш), район
в Одессе. В других случаях — «Родился под забором Гоп со смыком».
(2) Утёсов пел с одесским произношением — «со смиком».
(3) В исполнении Утёсова последние две строки —
«И мычал он, как корова,
А врагов имел мильон со смыком».
(4) У Утёсова — «Вы, друзья, послушайте меня».
(5) У Утёсова — «Исправдом скучает без меня».
(6) Вариант трёх последних строк –
«Срок прошёл – освободился,
По России прокатился
И опять с мазуриками сел».
(7) В скобках курсивом даются дополнительные куплеты в классическом варианте
песни, которые не являются обязательными, но нередко встречаются.
(8) В некоторых вариантах (в том числе утёсовском) Иуду почему-то перемещают
в рай, соответственно «скрягой меж святыми он слывёт». А вот
ещё один вариант этого куплета —
«А в слободе у нас живёт Иуда,
Прячет где-то дележки, паскуда.
Курвой буду, не забуду —
Покалечу я Иуду,
У него червончики добуду».
(9) В утёсовском варианте герой попадает сразу в рай после куплета про
исправдом –
«Если дело выйдет очень скверно
И меня убьют — тогда, наверно,
В рай все воры попадают,
Пусть кто честные, те знают:
Нас там через чёрный ход пускают!»
(10) Фомка — специальный воровской ломик для отжатия дверей, в отличие
от других разнообразных ломиков («лукич», «карандаш» и пр.) Выдра, выдро
- специальная отмычки для взлома замков на дверях купе в пассажирских
поездах. Другие варианты — «Возьму с собою пушку, ломик, выдру»
(пушка — пистолет); «Возьму с собою фомку, шпалер, выдру» (шпалер,
шпаер, шпайер — пистолет). У Утёсова — «Возьму с собою бунку, шпайер,
выдру». «Бунка» - воровской ломик (одесский жаргон).
(11) Вариант —
«А есть ещё Мария Магдалина,
Думают, она вполне невинна.
Но, друзья, я врать не буду,
К ней по ночам ходил Иуда –
А Иуда зря ходить не будет».
(12) Вариант — «Это всё Господь ворам прощает».
Текст №1 - ранний вариант, текст №2 - классика
Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 62-70.
В последующих своих книгах Фима Жиганец (Александр Сидоров) склонился к украинской версии происхождения песни, а число публикуемых им куплетов выросло:
Гоп со смыком
(наиболее полный вариант)
Родился на Подоле Гоп со смыком,
Он славился своим басистым криком.
Глотка у него здорова,
И ревел он, как корова -
Вот каков был парень Гоп со смыком!
Гоп со смыком — это буду я,
Братцы, поглядите на меня:
Ремеслом я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня.
Сколько бы я, братцы, ни сидел,
Не было минуты, чтоб не пел.
Заложу я руки в брюки
И пою романс со скуки —
Что же будешь делать, если сел?
Вот в тюрьме сидишь, себя ты судишь,
А по выходе с тюрьмы — забудешь.
Вновь берёшь ты карты в руки,
Целый день не носишь брюки -
Что же будешь делать, коль влетел?
А проигравшись, нужно пить да пить,
Чтобы своё горе утопить.
Наливаешь в стопку водку,
Заливаешь водку в глотку —
Только успеваешь пить да пить.
Так без перерыва пьёшь и пьёшь,
Гражданам покоя не даёшь.
На трамвай бежишь-скакаешь,
Все карманы очищаешь,
И без «фонаря» уж не придёшь.
Но «фонарь» фартовому не страшен —
Я хожу, как будто разукрашен.
Если рожа не подбита,
Недостоин ты бандита -
Так уж повелось в шалмане нашем.
Если я неправедно живу,
Попаду я к чёрту на Луну.
Черти там, как в русской печке,
Жарят грешников на свечке —
С ними я полштофа долбану!
Буду пить с чертями наравне,
А когда не хватит водки мне,
Дрын дубовый я достану
И чертей калечить стану:
Почему нет водки на Луне?!
А за то, что песенки пою,
Может, побываю и в раю.
Пусть честные люди знают:
В рай все воры попадают –
Их там через чёрный ход пускают.
Кодексов в раю не существует,
Кто захочет — тот идёт ворует.
Рестораны, лавки, банки
Здесь открыты для приманки,
О ментах тут даже не толкуют!
В раю я на работу сразу выйду,
Возьму с собою фомку, шпалер, выдру.
Деньги нужны до зарезу,
К Богу в гардероб залезу —
Я его на много не обижу!
Бог пускай карманы там не греет,
Что возьму, пускай не пожалеет.
Шубы, золото, караты,
На стенах висят халаты —
Дай нам Бог иметь, что Бог имеет!
Иуда Скариотский там живёт,
Скрягой меж чертями он слывёт.
Гадом буду, не забуду,
Покалечу я Иуду —
Знаю, где червонцы он кладёт!
Иван Предтеча там без головы
Имеет свою фабрику халвы.
Даром что он безголовый,
Малый хоть куда фартовый,
А глаза его, как у совы.
Фома Неверный тоже не бедней.
Его мне окалечить всех верней -
Ведь он в долг святым не верит, -
Чистоган всегда имеет, -
Отберу, пока их не пропил.
И всех святых я рад буду калечить,
Чтоб жизнь свою земную обеспечить.
Заберусь к Петру и Павлу,
Ни копейки не оставлю -
Они пускай хоть с голода подохнут.
Николку я недавно повстречал.
Признаться, старикашку не узнал:
Чудеса творить он бросил,
Ходит милостыню просит.
(На пенсию, как видно, не прожить!)
Исус Христос совсем переродился,
Ответственным лицом быть ухитрился:
Стал он важным финансистом,
Славится специалистом,
Говорил, что здорово нажился.
Архангел всем известный Михаил
С Исусом всё компанию водил:
Часто вместе выпивали
И с девчонками гуляли, -
Меж святых Распутиным он слыл.
Святой Георгий тоже там живёт,
Но меж святых буяном он слывёт:
Нет того дня, чтоб подрался
Или с кем не поругался,
Панику на всех в раю наводит.
Илья-пророк живёт на том же свете,
Катается в серебряной карете.
У него лошадки чудо,
Прокатиться бы не худо.
Заберу, продам я их на Конной.
Занялся тёмным делом Гавриил
(Архангелом хорошим раньше был),
Теперь ходит по фасону,
Всё берёт на фармазону,
У Николки торбу тоже двинул.
Мария Магдалина там живёт
И меж блатными бандершей слывёт:
Бардачок она открыла,
Проституток напустила,
За удар червонец там берёт!
Я Бога окалечу аккуратно
И на землю к вам вернусь обратно.
Слитки превращу в караты,
Человек буду богатый,
На игру буду смотреть халатно.
С этим свою песенку кончаю,
А всей братве навеки завещаю:
Вы же мой завет примите —
Пейте, нюхайте, курите,
На том свете всё Господь прощает!
«Гоп со смыком» является произведением уголовного фольклора, известным по крайней мере с середины 20-х годов прошлого века. Первые записи текста появились в 1926 году. Судя по реалиям, эта уголовная баллада родилась на Украине (одна из записей сделана на «макароническом» украинско-русском диалекте).
Здравствуй, моя Мурка!: Лучшие блатные и уличные песни / Сост., предисл. и коммент. А.А. Сидорова. - М.: ПРОЗАиК, 2010. С. 37-42.
ВАРИАНТЫ (7)
1. Гоп-со-смыком
Гоп-со-смыком - это буду я,
Братцы, посмотрите на меня:
Ремеслом я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня.
Родился на Форштадте Гоп-со-смыком,
Он славился своим басистым криком.
А глотка у него здорова,
И ревел он как корова,-
Вот каков был парень Гоп-со-смыком!
Сколько бы я, братцы, ни сидел,
Не было минуты, чтоб не пел.
Заложу я руки в брюки -
И пою романс со скуки,
Что же, братцы, делать, - столько дел!
Если я неправедно живу -
Попаду я к чёрту на Луну.
А черти там, как в русской печке
Жарят грешников на свече,-
С ними я полштофа долбану!
В раю я на работу сразу выйду,-
Возьму с собою фомку, ломик, выдру.
Деньги нужны до зарезу,-
К Богу в гардероб залезу,
Я тебя намного не обижу!
Иуда Скариот в раю живёт,
Деньги бережёт - не ест, не пьет.
Ох, падло буду - не забуду,
Покалечу я Иуду,
Знаю, где червонцы он кладёт!
Родился на Форштадте, - там и сдохну,
Буду помирать, друзья, не охну.
Лишь бы только не забыться
Перед смертью похмелиться,
Ну а там - как мумия засохну!
Тексты песен из репертуара Аркадия Северного
. Концерт с ансамблем "Четыре брата и лопата" (1970-е гг.).
Идентичный вариант: Блатная песня. М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, - отличается тремя словами:
ст. 4 "Из домзака не вылажу"
ст. 7 "Он славился своим большущим криком"
ст. 14 "И пою романс от скуки"
Еще один близкий вариант:
Гоп-со-смыком - это буду я...
Гоп-со-смыком - это буду я.
Граждане, послушайте меня.
Ремеслом избрал я кражу,
Из тюрьмы я не вылажу
И тюрьма скучает без меня.
Родился на Фурштадской Гоп-со-смыком,
Он славился своим большущим криком.
А глотка у него здорова,
И ревет он как корова,
Вот каков был парень Гоп-со-смыком!
Сколько бы я, братцы, ни сидел,
Не было минуты, чтоб не пел.
Заложу я руки в брюки
И пою романс со скуки:
Что же, братцы, делать, столько дел.
Если я не правильно живу,
Попаду я к черту на луну.
А черти там, как в русской печке -
Жарят грешников на свечке -
С ними я полбанки долбану!
В аду я на работу сразу выйду,
Возьму с собою фомку, ломик, выдру.
Деньги нужны до зарезу.
К черту в гардероб залезу -
И себя, конечно, не обижу!
Иуда, падло, в том аду живет
Бабки бережет - не ест, не пьет.
Я, падло буду, не забуду,
Покалечу я Иуду,
Знаю, где червонцы он кладет.
Родился на Фурштадской, там и сдохну,
А буду помирать, так и не охну.
Лишь бы только не забыться
Перед смертью похмелиться,
Ну а там, как мумия, засохну!
Гоп-со-смыком, это буду я!
Граждане, послушайте меня.
Ремеслом избрал я кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня!..
Черный ворон. Песни дворов и улиц. Книга вторая / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Издательский дом "Пенаты", 1996, с. 133-136.
2.
Жил-был на Подоле Гоп-с-смыком,
Славился своим басистым криком.
Глотка была прездорова,
И мычал он, как корова,
А врагов имел мильон со смыком.
Гоп-со-смыком – это буду я!
Вы, друзья, послушайте меня:
Ремеслом избрал я кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
Исправдом скучает без меня!
Если дело выйдет очень скверно
И меня убьют тогда, наверно…
В рай все воры попадают,
(Пусть-то честные все знают!),
Их там через черный ход пускают.
В раю я на «работу» тоже выйду.
Возьму с собой я дудку, шпалер, митру…
Деньги нужны до зарезу –
К Богу в гардероб залезу.
Я его намного не обижу!
Бог пускай карманы там не греет,
Что возьму, пускай не пожалеет:
Слитки золота, караты,
На стене висят халаты –
Дай нам Бог иметь, что Бог имеет!
Иуда Скариотский там живет.
Скрягой между ними он слывет.
Ой, подлец тогда я буду, -
Покалечу я Иуду,
Знаю, где червонцы он кладет!
Запрещенные песни. Песенник. / Сост. А. И. Железный, Л. П. Шемета, А. Т. Шершунов. 2-е изд. М., «Современная музыка», 2004.
Близкий вариант:
Гоп-со-смыком
Жил-был на Подоле Гоп-с-смыком,
Славился своим басистым криком.
Глотка была прездорова,
И ревел он, как корова,
Вот, каков был парень Гоп-со-смыком.
Граждане, послушайте меня!
Гоп-со-смыком – это буду я.
Ремеслом избрал я кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
Исправдом скучает без меня.
Сколько бы я, братцы, ни сидел,
Не было такого, чтоб не пел:
Заложу я руки в брюки
И пою романс со скуки.
Что тут будешь делать, если сел.
Если ж дело выйдет очень скверно,
То меня убьют тогда, наверно.
В рай все воры попадают,
(Пусть все честные то знают!) -
Их там через черный ход пускают.
В раю я на работу тоже выйду.
Возьму с собой отмычку, шпаер, выдру.
Деньги нужны до зарезу,
К Богу в гардероб залезу -
Я его на много не обижу.
Бог пускай карманы там не греет.
Что возьму, пускай не пожалеет.
Вижу с золота палаты,
На стене висят халаты.
Дай нам Бог иметь, что Бог имеет!
Иуда Скариотский там живет.
Скрягой между ними он слывет.
Ой, подлец тогда я буду,
Покалечу я Иуду -
Знаю, где червонцы он берет!
А я не уберу чемоданчик! Песни студенческие, школьные, дворовые / Сост. Марина Баранова. - М.: Эксмо, 2006.
3. Гоп со Смыком
Гоп со Смыком - это буду я!
Братцы, посмотрите на меня:
Ремеслом я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня!
Гоп со Смыком - это буду я.
Это будут все мои друзья.
Залетаем мы в контору,
Говорим мы: "Руки вгору,
А червонцы выложить на стол!"
Сколько бы я, братцы, ни сидел -
Не было минуты, чтоб не пел!
Заложу я руки в брюки
И пою романс со скуки,
Что же, братцы, делать, - столько дел!
Скоро я поеду на Луну.
На Луне найду себе жену.
Пусть она коса, горбата,
Лишь червонцами богата.
За червонцы я ее люблю.
Со Смыком я родился и подохну.
Когда умру, так даже и не охну.
Лишь бы только не забыться,
Перед смертью похмелиться,
А потом как мумия засохну.
Что мы будем делать, как умрем?
Все равно мы в рай не попадем.
А в раю сидят святые,
Пьют бокалы наливные,
Я такой, что выпить "не люблю".
Если я неправедно живу –
Попаду я к черту на Луну,
А черти там, как в русской печке,
Жарят грешников на свечке –
С ними я полштофа долбану!
Иуда Скариот в раю живёт,
Гроши бережет, не ест, не пьет.
Ох, падла буду, не забуду:
Покалечу я Иуду!
Знаю, где червонцы он кладет.
Русский шансон / Сост. Н. В. Абельмас. – М.: ООО "Издательство АСТ"; Донецк: "Сталкер", 2005. – (Песни для души). - вариант явно скомпилированный из куплетов разных периодов.
4.
3, 7 и 8-й куплеты исполняются на мелодию 2-го куплета. 6-й куплет исполняется на мелодию 1-го куплета.
1. Жил-был на Подоле гоп со смыком,
Славился своим басистым криком.
Глотка у него здорова,
И ревел он, как корова.
Вот каков был парень гоп со смыком!
2. Гоп со смыком — это буду я.
Граждане, послушайте меня.
Ремеслом избрал я кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня.
3. Сколько бы я в тюрьмах ни сидел,
Не было минуты, чтоб не пел.
Заложу я руки в брюки
И хожу пою от скуки.
Что же будешь делать, коли сел?
4. Сегодня я играю и пою.
Друзья, мы, может, встретимся в раю.
Там живут одни святые,
Пьют наливочки густые,
А я такой, что выпить не люблю.
5. В раю я на работу тоже выйду.
Возьму с собой я фомку, шпаер, выдру.
Деньги нужны до зарезу,
К Богу в гардероб залезу.
Я его на много не обижу.
6. Бог пускай карманы там не греет.
Что возьму, пускай не пожалеет:
Слитки золота, караты,
На стене висят халаты, —
Дай бог нам иметь, что Бог имеет.
7. Иуда Скариотский там живет,
Скрягой между всеми он слывет.
Ой, подлец тогда я буду,
Покалечу я Иуду, —
Знаю, где червонцы он кладет.
8. Если ж я неправедно живу,
Попаду я к черту на луну.
Черти там, как в русской печке,
Жарят грешников на свечке,
С ними я полштофа долбану.
9. Родился на Подоле, там и сдохну.
Буду помирать, друзья, — не охну.
Вот лишь только не забыться
Перед смертью похмелиться,
А потом, как мумия, засохну.
Гоп со смыком — бедный скрипач, который играет на улице.
Подол — район г. Киева.
Фомка — небольшой изогнутый ломик.
Шпаер — револьвер.
Выдра — отмычка.
Слова и музыка — не позднее 1920-х годов.
Шел трамвай десятый номер…Городские песни. Для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). / Сост. А. П. Павлинов и Т. П. Орлова. СПб., "Композитор – Санкт-Петербург", 2005.
Этот же вариант текста с немного отличающейся мелодией - Павленко Б.М. «На Дерибасовской открылася пивная...»: песенник: популярные дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - (Любимые мелодии), с. 27:
5. Гоп-со-смыком
Граждане, послушайте меня.
Гоп-со-смыком – это буду я.
Ремеслом избрал я кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня.
Родился на Фурштадской Гоп-со-смыком,
Он славился своим большущим криком.
А глотка у него здорова,
И ревет он как корова,
Вот каков был парень Гоп-со-смыком!
Сколько бы я, братцы, не сидел,
Не было минуты, чтоб не пел.
Заложу я руки в брюки
И пою роман от скуки –
Что же, братцы, делать, столько дел!
Если я неправильно живу,
Попаду к чертям я на Луну.
Дрын здоровый я достану
И чертей калечить стану,
Почему нет водки на Луне!
В аду я на работу сразу выйду,
Возьму с собою фомку, ломик, выдру.
Деньги нужны дозарезу,
К черту в гардероб залезу –
И себя, конечно, не обижу!
Гоп-со-смыком это буду я!
Граждане, послушайте меня.
Ремеслом избрал я кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня!
Сиреневый туман: Песенник / Сост. А. Денисенко. Новосибирск, "Мангазея", 2001, стр. 175-176.
6. Гоп-со-смыком
Родился я у беса под забором,
Крестили меня черти косогором.
Старый леший с бородою
Взял облил меня водою,
Гоп-со-смыком он меня назвал.
Гоп-со-смыком — это буду я.
Это будут все мои друзья.
Залетаем мы в контору,
Говорим мы: «Руки в гору,
А червонцы выложить на стол».
Скоро я поеду на Луну.
На Луне найду себе жену.
Пусть она коса, горбата,
Лишь червонцами богата,
За червонцы я ее люблю.
Со смыком я родился и подохну.
Когда умру, так даже и не охну.
Лишь бы только не забыться,
Перед смертью похмелиться,
А потом, как мумия, засохну.
Что мы будем делать, как умрем?
Все равно мы в рай не попадем.
А в раю сидят святые,
Пьют бокалы наливные,
Я такой, что выпить не люблю.
Родился я у беса под забором,
Крестили меня черти косогором.
Старый леший с бородою
Взял облил меня водою,
Гоп-со-смыком он меня назвал.
Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. – (Золотая коллекция).
7. (другая мелодия)
1. Граждане, послушайте меня.
Расскажу про жизнь свою вам я.
Если морда не набита,
Не похож ты на бандита
И недостоин быть бандитом.
2. Родился я и спасся под забором,
Крестили меня, чертика, за горло.
Мужик с рыжей бородой
Окатил меня водой
И назвал меня он «Гоп со смыком».
3. Гоп со смыком — это буду я.
Граждане, послушайте меня!
Ремеслом я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
Тюрьма скучает без меня.
4. Смыком я родился и подохну,
Буду помирать, друзья, - не охну.
Да же, Боже, не забыться,
Перед смертью похмелиться,
А потом, как мумия, засохну.
5. На Подоле гоп со смыком — это я.
Ребята, вы послушайте меня!
Заложил я руки в брюки
И хожу пою от скуки.
Что же будешь делать, коли сел?
Последние три строки куплетов повторяются
* Существуют и другие варианты слов и мелодии этой песни.
Павленко Б.М. «На Дерибасовской открылася пивная...»: песенник: популярные дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - (Любимые мелодии), с. 26.