Детский портал - Дом детей - Первый для детей

Песни

  • Список тем link
  • СМЕЛО, ТОВАРИЩИ, В НОГУ!

    Леонид Радин

    Смело, товарищи, в ногу!
    Духом окрепнем в борьбе,
    В царство свободы дорогу
    Грудью проложим себе.

    Вышли мы все из народа,
    Дети семьи трудовой.
    «Братский союз и свобода» -
    Вот наш девиз боевой!

    Долго в цепях нас держали,
    Долго нас голод томил;
    Черные дни миновали,
    Час искупленья пробил.

    Время за дело приняться.
    В бой поспешим поскорей,
    Нашей ли рати бояться
    Призрачной силы царей?

    Всё, чем держатся их троны, -
    Дело рабочей руки...
    Сами набьем мы патроны,
    К ружьям привинтим штыки.

    С верой святой в наше дело,
    Дружно сомкнувши ряды,
    В битву мы выступим смело
    С игом проклятой нужды.

    Свергнем могучей рукою
    Гнет роковой навсегда.
    И водрузим над землею
    Красное знамя труда.

    1897

    Две последние строки повторяются

    "Нижегородская рабочая газета", 1901, ноябрь; Сб. "Песни революции", изд. "Искры", Женева, 1902; Сб. "Перед рассветом", изд. "Искры", Женева, 1905; "Известия Московского Совета рабочих депутатов", 1905, 9 декабря; "Первый сборник революционных песен", изд. "Вещего баяна", П., 1906 - под загл. "Боевой марш"; "Песни борьбы", изд. Самарского комитета РСДРП, 1906 и т. д. Печ. по "Известиям Московского Совета рабочих депутатов" - редакция, повторенная в большинстве последующих изданий и установившаяся в устной традиции. В "Нижегородской рабочей газете", сб. "Песни революции" - ст. 1: "Дружно, товарищи, в ногу". Всюду - без подписи.

    Поэзия в большевистских изданиях 1901-1917 / Вступ. статья, сост., подг. текса и примеч. И. С. Эвентова. Л., Сов. писатель, 1967 (Б-ка поэта)


    Вар. ст. 17: "Всё, чем держались их троны"; ст. 21: "Все на великое дело".

    Песни революции. К 30-летию 1905 года. М., 1935, с. 10-12.

    100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984.

    Известный революционный марш. Сложен Леонидом Радиным в Таганской тюрьме, куда он попал по делу московского "Рабочего союза". Арестовали его в ночь с 10 на 11 ноября 1896. В конце февраля 1898, перед отправкой в Сибирь, партия заключенных разучила эту песню со слов автора на популярный студенческий мотив.

    Мотив этот восходит к песне силезского землячества Берлинского университета, написанной в начале 19 века и посвященной борьбе с наполеоновской оккупацией. В России на него исполнялась студенческая песня на стихотворение Ивана Никитина "Медленно движется время", созданное в 1857.

    Песня Радина поется в маршевой аранжировке мотива. Подобным образом в 1813 году с мелодией, аранжированной в маршевом темпе, песня силезского землячества Берлинского университета стала маршем Силезского полка ополчения, набранного в Пруссии генералом Йорком. Подробнее об истории мелодии.

    В марте 1898 года песню Радина запели узники Бутырской пересыльной тюрьмы. В том же году достигла и Шушенского, где отбывал ссылку будущий лидер большевиков Владимир Ленин, который также пришел от песни в восторг.

    Дальнейшему распространению песни способствовали ее многочисленные публикации.

    Она была одной из самых популярных песен во время революции 1917 года и Гражданской войны и послужила основой для дальнейших переделок: см. "Воля свершилась народная" периода Февральской революции, красноармейскую "Дружно, товарищи, в ногу" времен Гражданской и белую "Дружно, корниловцы, в ногу!"

    В те же годы появилась ее немецкая версия - "Братья, к солнцу, к свободе!", написанная дирижером Германом Шерхером, которого начало первой мировой войны застало на территории Российской Империи, а потому он был интернирован и поневоле оказался свидетелем - и симпатизантом - русской революции. Вернувшись затем в Берлин, он привез с собой и песню, включив в репертуар рабочих хоров. К тексту Радина она имеет очень отдаленное отношение:

    Братья, к солнцу, к свободе!
    Братья, к свету и вверх!
    Ярко из темного прошлого
    Будущее сияет для нас.

    Видите, марш миллионов
    Нескончаемо льется из тьмы,
    И скоро стремление к свету
    Затопит и небо, и землю.

    Соедините руки!
    Смейтесь над смертью, братья!
    С рабством покончим навеки!
    Священен последний бой!

    В измененном виде песню переняла организация германских ветеранов первой мировой войны "Стальной шлем", а затем (в начале 1920-х годов) - нацисты-штурмовики (как, впрочем, переняли у коммунистов и большинство кадров - немецкие левые боевики тогда массово перебегали к правым), при этом добавился еще один куплет:

    Свергните гнет тиранов,
    Бесконечно пытавших вас.
    Вздымайте знамя со свастикой
    Над землею рабочих людей.

    С конца 1920-х появились и дальнейшие нацистские вариации, пока в 1945 история этой ветви песни не закончилась. В ФРГ нацистская песня, а заодно все песни на этот мотив были запрещены, этот запрет действует до сих пор. Первоначальная же версия Шерхера после Второй мировой войны бытовала в ГДР как один из гимнов Социалистической единой партии Германии. Подробнее см. Владимир Фрумкин "Песни меняют цвет, или Как Москва перепела Берлин", журнал "Вестник", № 8(345), 14 апреля 2004 г.)

    Анархисты сейчас в последней строке радинской песни поют "Черное знамя труда" вместо "Красное знамя труда". (В эпоху Радина такого различия не было: анархисты могли использовать и черные, и общереволюционные красные флаги - даже в махновском Гуляй-Поле над гражданскими учреждениями висели красные флаги, а боевые знамена были черными. Позднее красный флаг стал ассоциироваться исключительно с коммунистами.)

    Леонид Петрович Радин (1860-1900) – профессиональный химик, сотрудник Менделеева. Участник народнического движения 1880-х; эмигрировал, в эмиграции примкнул к марксистам, вернулся в начале 1890-х. В 1896 был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, откуда впоследствии отправлен в ссылку. Написал несколько рабочих песен. В 1900 друзья добились для Радина, тяжело больного туберкулезом, разрешения переехать в Крым на лечение, однако через три дня после прибытия, 17 марта, Радин скончался.

    Большая часть литературного наследия Радина погибла в царской охранке. Кроме всего прочего, Радин создал портативный мимеограф (предшественник ротапринта) для подпольных типографий.

    Мелодия двухголосие:

    Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1968, с. 240; Песни наших отцов. М., 1973, с. 5. Приводится по: Соболева Г. Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. 2-е изд., М., Музыка, 1980.

  • Список тем link
  • Понравилось? Оставьте отзыв об этом материале!