Музыка А. Гарриса
Слова В. Ильченко
Ты стояла молча ночью на вокзале,
На глазах нависла крупная слеза.
Видно, в путь далекий друга провожали
Черные ресницы, черные глаза.
Вот умчался поезд, рельсы отгудели,
Милый друг уехал, может, навсегда.
И с тоской немою вслед ему глядели
Черные ресницы, черные глаза.
Он недаром кончил школу боевую,
Метко поражает лютого врага
И не забывает девушку простую —
Черные ресницы, черные глаза.
Пишет письма редко, но зато в газетах
Пишут очень часто про его дела.
И, о нем читая, гордостью сияют
Черные ресницы, черные глаза.
Сокол краснозвездный в небо вылетает,
Для врагов-фашистов страшен, как гроза.
О таких в народе песни сочиняют,
О таких мечтают черные глаза.
Последнее двустишие повторяется
Песня написана в годы войны
Нам дороги эти позабыть нельзя. Песенник. Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005.
Альберт Гаррис - польский джазист, после ликвидации Польши оказался в СССР. С 1940 пел в оркестре Генриха Варса, а когда тот распался в начале войны - в оркестре Эдди Рознера, где также писал музыку. Автор мелодий популярных песен 1940-х годов "Ковбойская" и "Мандолина, гитара и бас" (записаны на пластинки в 1944 г.; до 1944 г. оркестр Рознера не записывался на пластинки). В 1945 тайно вылетел в Польшу.
Судя по тексту песни, а также по ее фольклорным записям (в одной из них упоминаются бои под Москвой), она написана в начале войны. Более поздняя песня К. Листова и С. Алымова "Думка" (1945) явно создана под влиянием "Черных ресниц":
На Кубани есть одна станица,
Над водой – высокая лоза.
В той станице – черные ресницы,
В тех ресницах – синие глаза...
1. Ты стояла молча ночью у вокзала...
Ты стояла молча ночью у вокзала,
На глазах нависла крупная слеза.
Видно, в путь далекий друга провожала —
Черные ресницы, карие глаза.
Вот помчался поезд, рельсы отгудели,
Милый друг уехал, может, навсегда,
И с тоской немою вслед ему смотрели
Черные ресницы, карие глаза.
Он недаром кончил школу боевую,
Метко поражает подлого врага
И не забывает девушку простую —
Черные ресницы, карие глаза.
Редко пишет письма, но зато в газетах
Часто вспоминают про его дела,
И, о нем читая, гордостью сияют
Черные ресницы, карие глаза.
Он взвивался птицей, грозный смелый сокол,
Немцы его знают, он для них гроза,
О таком в народе песню сочиняют —
Черные ресницы, карие глаза.
Русское народно-поэтическое творчество в Татарской АССР. Сост. В. Ф. Павлова, под ред. В. И. Чичерова. Таткнигоиздат, 1955, стр. 165. Зап. В. Ф. Павловой в феврале 1945 г. от С. Максимовой в рабочем поселке Арск. Варианты: В. Бирюков. Урал советский. Народные рассказы и устное поэтическое творчество. Курган, 1958, стр. 122; Рукописный отдел Института русской литературы, Р. V, колл. 239, п. 1, № 2, стр. 108 (собр. И. Я. Рокачева).
Русский советский фольклор. Антология / Сост. и примеч. Л. В. Домановского, Н. В. Новикова, Г. Г. Шаповаловой. Под ред. Н. В. Новикова и Б. Н. Путилова. Л., 1967, № 100, без заглавия.
2. Вот умчался поезд, рельсы отзвенели...
Вот умчался поезд, рельсы отзвенели,
Милый мой уехал, может, навсегда.
И с тоской-печалью вслед ему глядели
Черные ресницы, черные глаза.
Милый мой на фронте где-то под Москвою
Пулеметом метким повстречал врага.
Строчит за Отчизну, за село родное,
За свою невесту – черные глаза.
Письма пишет редко, но зато в газетах
Пишут и читают про его дела.
Но не забывает девушку простую –
Черные ресницы, черные глаза.
Сокол сизокрылый в небо улетает,
Для врагов проклятых – сильная гроза.
О таких в народе песни сочиняют.
Черные ресницы, черные глаза…
Из архива пермского писателя Ивана Лепина
В нашу гавань заходили корабли. Пермь, "Книга", 1996