Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А она, закрывши очи,
Ни жива, и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Позади их слышен ропот:
— Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам на утро бабой стал.
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися —
Надвигается гроза,
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.
— Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам, —
Раздается голос властный
По окрестным берегам.
— Волга-Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу-княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну.
— Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин ее души!
Из песенника середины 1990-х
Напев. Русские народные песни. (Сост. А. Г. Новиков.) Политическое управление РККА. Сборник 2. М.; Л., 1936, с. 72. Приводится по изд.: 100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984.
Народная песня на основе стихотворения Дмитрия Садовникова "Из-за острова на стрежень..." (1883). Песня стала популярной уже в 1890-х гг. Садовников, фольклорист, этнограф и поэт, создал два цикла стихов о Степане Разине - "Из волжских преданий о Стеньке Разине" и "Песни о Стеньке Разине". Популярными народными песнями стали "Из-за острова на стрежень" и "По посаду городскому". Песня входила в репертуар Федора Шаляпина и Надежды Плевицкой. Она легла в основу сюжета первого русского художественного фильма "Понизовая вольница" (режиссер Владимир Ромашков, 1908).
АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Песня
Дмитрий Садовников Из-за острова на стрежень, На переднем Стенька Разин, А княжна, склонивши очи, «Ничего не пожалею! «Ишь ты, братцы, атаман-то Ошалел… Насмешки, шепот Гневно кровью налилися «Эх, кормилица родная, Чтобы не было зазорно Мощным взмахом поднимает «Что затихли, удалые?.. 1883 "Волжский вестник", 1883 г., № 12 Дмитрий Николаевич Садовников (25 апреля (7 мая) 1847, Симбирск — 19 (31) декабря 1883, Санкт-Петербург) УТОПЛЕНИЕ КНЯЖНЫ
Утопление княжны якобы произошло в Астрахани осенью 1669
года, когда Разин вернулся из похода в Персию "за зипунами", во время
которого якобы была пленена прекрасная персидская княжна. Менее чем через год
Разин поднимет на Дону восстание и летом 1670 года опять окажется в Астрахани -
захватив город силой. Впервые сцена описана голландским ремесленником и путешественником
Яном Янсеном Стрейсом (или Стрюйсом, Struys, 1630-1694) в его книге «Три путешествия»,
изданной в 1676 г. в Амстердаме и впоследствии переведенной на многие языки
(на русском вышла в Москве в 1935 г.). Стрейс с 1668 года работал парусным мастером
в России и находился в Астрахани во время разинского бунта. В 1824 в журнале
«Северный Архив» в статье А. Корниловича о путешествии Стрейса был воспроизведен
фрагмент книги: «…Мы видели его [С. Разина] на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой,
пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского
хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов
на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на
реку, вдруг вскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные
драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы,
а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!»
С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло
в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны. Впрочем,
Стенька приходил в подобные исступления только после пиров, когда вино затемняло
в нем рассудок и воспламеняло страсти. Вообще он соблюдал порядок в своей шайке
и строго наказывал прелюбодеяние». (см.: Виктор и Григорий Смолицкие. История
одного песенного сюжета // «Народное творчество», №6, 2003). Однако никакими документами и никакими персидскими источниками не подтверждается ни утопление, ни вообще похищение Разиным знатной персидской девушки в ходе набега, то есть рассказ Стрейса основан на фольклорном материале, и реальный Разин княжны не топил. Эпизод, опубликованный Корниловичем, был использован Пушкиным в одной из его "Песен о Стеньке
Разине" - "Как по Волге-реке, по широкой..." (1826, опубликована
в 1881); но распространения она не получила. Популярные ныне песни о Разине
были сложены позднее, поэтами эпохи народничества, в 1860-е-1880-е гг. Большую
роль в этом сыграла монография Н. И. Костомарова "Бунт Стеньки Разина", написанная
в 1858 году (см., например, песню Навроцкого "Есть
на Волге утес", <1870>). Возможно, что публикация в 1881 году
разинских песен Пушкина также оказала влияние на Садовникова. ПЕСНЯ У ТУРИСТОВ
Известен туристический вариант исполнения, появившийся в последние десятилетия
XX века. При этом после каждого куплета кто-то один спрашивает: «Девушки, где
вы?». Остальные хором отвечают: «Тута, тута». Первый: «А моей Марфуты нету тута?».
Все хором: «А твоя Марфута сигает с парашютом». И после этого все хором затягивают
солдатскую: Соловей, соловей, пташечка – Далее – следующий куплет («На переднем Стенька Разин…»). Предполагается петь
ее до конца с веселыми припевами после каждого четверостишия. Но практически
– все кончается на двух-трех первых куплетах, и до бедной княжны так и не доходит.
(см.: Виктор и Григорий Смолицкие, там же). ОДНО ИЗ ДЕШЕВЫХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫ ИЗДАНИЙ Любовь Стеньки Разина (Княжна). Казнь Стеньки Разина. Перел. А. Зорина. Пг.: Эвтерпа, б.г. [1914-1917]. (Универсальная библиотека нот под ред. А.Н. Чернявского. №№52, 53). 1. Из-за острова на стрежень…
Из-за острова на стрежень, На переднем Стенька Разин, А она, закрывши очи, Позади их слышен ропот: Этот ропот и насмешки Брови черные сошлися – «Ничего не пожалею, «Волга, Волга, мать родная, Чтобы не было раздора Мощным взмахом подымает «Что вы, черти, приуныли? Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952. 2. Стенька Разин Из-за острова на стрежень, На переднем Стенька Разин, А княжна, склонивши очи, «Ничего не пожалею! «Ишь ты, братцы, атаман-то Ошалел… Насмешки, шепот Гневно кровью налилися «Эх, кормилица родная, Чтобы не было раздора Мощным взмахом поднимает «Что затихли, удалые?.. Из репертуара Надежды Плевицкой (1884-1941). Записи на пластинку:
фирма "Пате", Москва, 1908 г., 26724 (Стенька Разин. Волжская песня);
фирма "Граммофон", Москва, 1911 г., 023074 (Стенька Разин и княжна);
фирмы "Одеон" и "Парлофон", после 1920 г., RU 608, (Стенька
Разин. Волжская песня). Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. 3. Из-за острова на стрежень
Из-за острова на стрежень, На переднем Стенька Разин Позади их слышен ропот: Этот ропот и насмешки «Чтобы не было раздора Одним взмахом поднимает «Что ж вы, черти, приуныли, Шедевры русского романса / Ред.-сост. Н. В. Абельмас. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. (Песни для души). 4. Из-за острова на стрежень
Из-за острова на стрежень, Записана от Толоконникова А. В., 1886 г. р., г. Каскелен,
в 1977 г. Местный фольклоризированный вариант песни Садовникова Д. Н. См.: "Фольклор
семиреченских казаков", ч. 1., № 17. Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 260. 5. Из-за острова на стрежень, На переднем Стенька Разин, Позади их слышен ропот: Этот ропот и насмешки Алой кровью налилися «Ничего не пожалею, Волга, Волга, мать родная, Чтобы не было раздора Мощным взмахом поднимает «Что ж вы, братцы, приуныли? Две последние строки куплетов повторяются Сиреневый туман: Песенник: Любимые песни и романсы для голоса
и гитары. - СПб.: Композитор, 2006.
На простор речной волны
Выбегают расписные,
Острогрудые челны.
Обнявшись с своей княжной,
Свадьбу новую справляет,
И веселый и хмельной.
Ни жива, и ни мертва,
Робко слушает хмельные
Неразумные слова.
Буйну голову отдам!» -
Раздается по окрестным
Берегам и островам.
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился -
Сам наутро бабой стал...»
Слышит пьяный атаман -
Персиянки полоненной
Крепче обнял полный стан.
Атамановы глаза,
Брови черные нависли,
Собирается гроза…
Волга-матушка река!
Не видала ты подарков
От донского казака!..
Перед вольными людьми,
Перед вольною рекою, -
На, кормилица… возьми!»
Полоненную княжну
И, не глядя, прочь кидает
В набежавшую волну…
Эй ты, Филька, черт, пляши!..
Грянь, ребята, хоровую
За помин ее души!..»
Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит.,
1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).
Канареечка жалобно поет.
Раз-поет, два-поет, три-поет,
Канареечка жалобно поет.
(Вариант: Помирает – петь не перестает)ВАРИАНТЫ (5)
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Стеньки Разина челны.
С молодой сидит княжной, -
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
«Нас на бабу променял!
Только ночь с ней провозжался,
Сам наутро бабой стал».
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.
Надвигается гроза.
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.
Буйну голову отдам», -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.
Волга - русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…
Эй ты, Филька, чорт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души…»
(Русская былина в записи Д. Садовникова)
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.
Обнявшись с своей княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
Ни жива и ни мертва,
Робко слушает хмельные
Неразумные слова.
Буйну голову отдам!» -
Раздается по окрестным
Берегам и островам.
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился -
Сам наутро бабой стал...»
Слышит пьяный атаман -
Персиянки полоненной
Крепче обнял тонкий стан.
Атамановы глаза,
Брови черные нависли,
Собирается гроза…
Волга матушка-река!
Не видала ты подарков
От донского казака!..
Между вольными людьми,
Волга-Волга, мать родная,
На, кормилица, возьми!»
Полоненную княжну
И, не глядя, прочь кидает
В набежавшую волну…
Эй ты, Фролка, черт, пляши!..
Грянь, ребята, хоровую
За помин ее души!..»
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
С молодой сидит княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной!
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провозился -
Сам наутро бабой стал».
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан:
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души…»
На речной простор волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
На переднем — Стенька Разин,
Обнявшись с княжной, сидит.
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А позади слышен ропот:
«Нас на бабу променял.
Он всю ночь с ней провозился
И наутро бабой стал».
Чтобы не было раздору
Между вольными людьми,
Одним взмахом поднимает
Он красавицу жену
И за борт ее кидает
В набежавшую волну.
«Что ж вы, черти, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, плыши!
Грянем песню удалую
На помин ее души».
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней повожжался,
Сам наутро бабой стал».
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан.
Атамановы глаза,
Брови черные сошлися -
Надвигается гроза.
Буйну голову отдам! -
Раздается голос властный
По окрестным берегам. -
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»
Он красавицу-княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин ее души!»